0
4444
Газета Образование Печатная версия

03.06.2020 19:32:00

Для дистанционного обучения установят правовые рамки

Студенты и преподаватели Физтеха доказали, что обмануть экзаменатора на онлайн-экзамене очень легко

Тэги: закон, образование, дистанционное обучение, регламентация, экзамены, шпаргалки, пандемия, коронавирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

закон, образование, дистанционное обучение, регламентация, экзамены, шпаргалки, пандемия, коронавирус Прием зачетов, контрольных и экзаменов в вузах, по-видимому, все-таки лучше проводить офлайн. Фото РИА Новости

На днях в Госдуму РФ поступил законопроект, подготовленный в Совете Федерации, о внесении в статью 16 федерального закона «Об образовании РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Цель – навести порядок в регламентации дистанционного обучения.

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение,  дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ», – говорится в законопроекте. Порядок применения их устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования.

Законопроект, как уверяют эксперты, к которым обратилась за комментариями «НГ», носит сугубо технический характер. Тем не менее даже в таком виде он способен всколыхнуть общество. Всех волнует: не имеет ли он какие-то скрытые смыслы? И почему общество сейчас вообще так пристально следит за тем, что происходит в области дистанта? «На мой взгляд, одна из главных проблем – неготовность ряда родителей к ситуации, когда дети неожиданно оказались дома на длительный период и папы и мамы стали реальными участниками образовательного процесса, – подчеркнул в беседе с «НГ» Борис Илюхин, директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС. – И часть задач по воспитанию (да простят меня профессионалы), которыми в последние годы, несмотря ни на что, занималась школа (социализация, искусство коммуникации и др.), легла на  плечи родителей. Плюс ко всему – неготовность значительной части педагогов к проведению занятий в дистанционном формате».

Между тем в пояснительной записке отмечается, что импульсом к созданию законопроекта послужил всесторонний анализ существующих норм и их применения в сложившихся условиях. И требуется законодательное закрепление положения о разграничениях полномочий Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий.

Пока законодатели заняты разграничением полномочий, в вузах продолжается обсуждение животрепещущей темы «Насколько вообще можно доверять дистанционным технологиям?»

Ячейка профсоюза «Университетская солидарность» в Московском физико-техническом институте (Физтех) выступила против вытеснения очной формы обучения дистанционным форматом. Протестующие озабочены низким качеством дистанционного преподавания и выступают против замены очной формы онлайн-форматом. Профкомом проведены опросы преподавателей и студентов относительно отношения к онлайн-преподаванию. По итогам опросов и обсуждений составлено открытое письмо к временно исполняющему обязанности ректора Физтеха Николаю Кудрявцеву. Выводы такие: онлайн-преподавание уместно лишь в определенное время и в определенных формах, а некоторые же виды деятельности – прием заданий, контрольных, экзаменов – категорически противопоказано проводить в удаленном режиме.

Большинство преподавателей, отмечают авторы опросов, говорят, что переход на онлайн-преподавание увеличил их затраты времени и усилий в разы. Около 10% считают, что трудозатраты не изменились, остальные – что изменились заметно, но не в разы. В результате этого «поставленного самой природой эксперимента» можно прийти к пониманию того, что онлайн-преподавание на самом деле не упрощает процедуры и не позволяет «экономить» на преподавателях, как предполагалось изначально. Больше всего преподавателей не удовлетворяет отсутствие обратной связи со студентами.

Преподаватели, как известно, народ дотошный. Их напугало планируемое решение провести летнюю сессию онлайн, с помощью так называемого прокторинга. И они не поленились, исследовали систему прокторинга. Свои выводы тоже изложили на сайте.

«Я был как бы экзаменуемым, – сообщает в своем отчете преподаватель. – Для прикола я положил рядом с компьютером пару условных шпаргалок и иногда демонстративно пялился на них. Система не возражала. Иногда я разговаривал с домашними по срочным вопросам или шугал мешающую мне кошку – система не возражала. В ушах у меня были наушники-вкладыши, по которым кто-то мог диктовать мне правильные ответы, – это тоже было проигнорировано. Кстати, в начале, при предложении веб-страницы системы «показать мой экран», мой браузер предложил мне разные опции – можно показать весь экран, а можно только окно какого-то приложения, например только окно того же браузера. Что именно я показал вместо экрана, никого не интересует. В некоторый момент система предложила мне сделать тестовый звонок экзаменатору, но тестовый звонок почему-то не прошел. Резюмируя, могу сказать, что с такой системой «прокторинга» вообще не надо никаких усилий, чтобы воспользоваться шпаргалкой, интернетом или помощью друга. Тогда уж разумнее высылать контрольные студентам на определенное время и явно разрешать пользоваться чем угодно и кем угодно. Эффект будет тот же, но жуликоватые студенты хотя бы не будут иметь преимуществ перед честными».

После этого преподаватели обратились к врио ректора Николаю Кудрявцеву с требованием принимать задания и экзамены онлайн, только если нет возможности сделать это очно (например, из-за режима ЧС). А в дальнейшем не отказываться от очной сдачи сессии и других видов работ для объективной оценки знаний студентов.

Профсоюз также отмечает, что при дистанционном образовании студенты меньше вовлечены в процесс обучения, а занятия стали, как это ни странно, менее интерактивными. «Мы глубоко убеждены, что быстро и в достаточном объеме передать студентам актуальные научные знания, приобщить их к научной и практической работе можно только в рамках очного преподавания», – резюмируют преподаватели Физтеха. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1327
4. Иноагентов превратили в «негодяев» в соответствии с законами

4. Иноагентов превратили в «негодяев» в соответствии с законами

Год начался и завершился запретами и ограничениями для нелояльных

0
1827
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1089
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
1102

Другие новости