В среднем в российских школах на шесть учеников приходится один персональный компьютер. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru
На совещании у Владимира Путина министр просвещения Сергей Кравцов доложил президенту о том, что, несмотря на незначительные трудности, система дистанционного образования полностью готова к ликвидации последствий пандемии.
Среди родителей школьников это заявление уже вызвало неоднозначную реакцию. Еще в середине мая в рамках еженедельной планерки учителей и родителей в рамках мероприятия движения «Школа – наше дело» самым острым вопросом стало как раз дистантное обучение школьников в условиях пандемии. Основная проблема даже не в том, что система образования оказалась не готова к переходу в онлайн. Много нареканий как со стороны родителей, так и учителей вызвало то, что большинству детей не на чем учиться, а учителям – не на чем преподавать.
В России сегодня больше 40 тыс. школ, 23 тыс. из них расположены в сельской местности. В 80% российских школ уроки информатики и технологии проводятся в устаревшем формате. 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), российским детям для удаленного обучения нужны, по предварительным оценкам, от 1,5 до 2 млн компьютеров.
Эти цифры говорят о колоссальных проблемах с обеспеченностью российских семей техникой, которая необходима для онлайн-обучения. Странно, но ни слова об этом не было сказано на совещании у президента. Как показала практика последних двух месяцев, обучаться в цифровой среде школы учителя и дети оказались катастрофически не готовы. Так в чем же причины провала?
Во-первых, была сделана привычная ставка на оборудование школ, а не на создание цифровых сред и развитие компетенций по работе в них. В среднем, по данным за 2018 год, в российских школах на шесть учеников приходится один школьный персональный компьютер. Однако режим самоизоляции лишил систему образования даже этого плюса – компьютеры остались в школах, а учителя – без цифровых сред, компетенций и ноутбуков.
Во-вторых, все последние годы мы были свидетелями войны школы с гаджетами, которая чуть не закончилась полным запретом пользоваться электронными устройствами.
В-третьих, программы переподготовки и повышения квалификации учителей не проходили экспертизы на предмет обучения работе в дистанционном формате, и ожидаемого эффекта они тоже не дали. Хотя денег на эти цели было израсходовано немало.
В результате сегодня учитель оказался заложником ошибок Минпросвещения с 2016 по 2020 год. Можно ли что-то изменить? И нужно, и можно. После нашей планерки мы выработали рекомендации, на которые, мне кажется, стоит обратить внимание тем, кто принимает решения.
Прежде всего к таким рекомендациям надо отнести обеспечение каждого школьника цифровыми устройствами. Эта проблема решается достаточно просто и экономно: вместо поставки компьютеров в школы перейти на внедрение технологий BYOD («принеси свое устройство») и дать возможность ученикам и учителям использовать в образовательных целях собственные смартфоны, планшеты и ноутбуки вместо борьбы с ними (стоимость смартфона – от 8 тыс. руб., хороший планшет – от 20 тыс.).
Второй важный шаг – обеспечение доступа в интернет учеников и учителей, причем удобнее говорить о мобильном интернете. Это, например, решается соглашениями с ведущими мобильными операторами о специальных образовательных тарифах.
Далее необходимо запустить в школах все аттестационные и контрольные процедуры – ОГЭ, ЕГЭ, ВПР – в режиме онлайн. Обязательно пересмотреть нацпроект «Образование», значительно расширив финансирование таких проектов, как «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа». Дело в том, что дополнительного финансирования по нацпроектам, которое было запланировано, решительно не хватает, для того чтобы оказать существенную поддержку отрасли образования в условиях такого изменения жизненного уклада.
Пересмотреть это нужно и для того, чтобы сделать акцент на развитие именно компьютерных навыков и грамотности у педагогов, у администрации школы, у родителей, которые сегодня как никогда раньше вовлечены в учебный процесс. Именно на это надо направлять значительную часть средств нацпроекта «Образование». В противном случае школы так и будут наполняться не очень востребованным «железом», а образовательный процесс останется таким же архаичным.
комментарии(0)