0
3761
Газета Образование Печатная версия

27.05.2020 18:58:00

Цифровизации школ не хватает "железа"

Ученикам надо разрешить использование на уроках собственных электронных гаджетов

Артем Соловейчик

Об авторе: Артем Симонович Соловейчик - руководитель и главный редактор ИД ,,1 сентября", лидер движения «Школа – наше дело» ,член Центрального совета партии "Новые люди"

Тэги: образование, нацпроект, школа, дистанционное обучение, цифровизация, мобильный интернет, компьютерная грамотность


образование, нацпроект, школа, дистанционное обучение, цифровизация, мобильный интернет, компьютерная грамотность В среднем в российских школах на шесть учеников приходится один персональный компьютер. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru

На совещании у Владимира Путина министр просвещения Сергей Кравцов доложил президенту о том, что, несмотря на незначительные трудности, система дистанционного образования полностью готова к ликвидации последствий пандемии.

Среди родителей школьников это заявление уже вызвало неоднозначную реакцию. Еще в середине мая в рамках еженедельной планерки учителей и родителей в рамках мероприятия движения «Школа – наше дело» самым острым вопросом стало как раз дистантное обучение школьников в условиях пандемии. Основная проблема даже не в том, что система образования оказалась не готова к переходу в онлайн. Много нареканий как со стороны родителей, так и учителей вызвало то, что большинству детей не на чем учиться, а учителям – не на чем преподавать.

В России сегодня больше 40 тыс. школ, 23 тыс. из них расположены в сельской местности. В 80% российских школ уроки информатики и технологии проводятся в устаревшем формате. 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), российским детям для удаленного обучения нужны, по предварительным оценкам, от 1,5 до 2 млн компьютеров.

Эти цифры говорят о колоссальных проблемах с обеспеченностью российских семей техникой, которая необходима для онлайн-обучения. Странно, но ни слова об этом не было сказано на совещании у президента. Как показала практика последних двух месяцев, обучаться в цифровой среде школы учителя и дети оказались катастрофически не готовы. Так в чем же причины провала?

Во-первых, была сделана привычная ставка на оборудование школ, а не на создание цифровых сред и развитие компетенций по работе в них. В среднем, по данным за 2018 год, в российских школах на шесть учеников приходится один школьный персональный компьютер. Однако режим самоизоляции лишил систему образования даже этого плюса – компьютеры остались в школах, а учителя – без цифровых сред, компетенций и ноутбуков.

Во-вторых, все последние годы мы были свидетелями войны школы с гаджетами, которая чуть не закончилась полным запретом пользоваться электронными устройствами.

В-третьих, программы переподготовки и повышения квалификации учителей не проходили экспертизы на предмет обучения работе в дистанционном формате, и ожидаемого эффекта они тоже не дали. Хотя денег на эти цели было израсходовано немало.

В результате сегодня учитель оказался заложником ошибок Минпросвещения с 2016 по 2020 год. Можно ли что-то изменить? И нужно, и можно. После нашей планерки мы выработали рекомендации, на которые, мне кажется, стоит обратить внимание тем, кто принимает решения.

Прежде всего к таким рекомендациям надо отнести обеспечение каждого школьника цифровыми устройствами. Эта проблема решается достаточно просто и экономно: вместо поставки компьютеров в школы перейти на внедрение технологий BYOD («принеси свое устройство») и дать возможность ученикам и учителям использовать в образовательных целях собственные смартфоны, планшеты и ноутбуки вместо борьбы с ними (стоимость смартфона – от 8 тыс. руб., хороший планшет – от 20 тыс.).

Второй важный шаг – обеспечение доступа в интернет учеников и учителей, причем удобнее говорить о мобильном интернете. Это, например, решается соглашениями с ведущими мобильными операторами о специальных образовательных тарифах.

Далее необходимо запустить в школах все аттестационные и контрольные процедуры – ОГЭ, ЕГЭ, ВПР – в режиме онлайн. Обязательно пересмотреть нацпроект «Образование», значительно расширив финансирование таких проектов, как «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа». Дело в том, что дополнительного финансирования по нацпроектам, которое было запланировано, решительно не хватает, для того чтобы оказать существенную поддержку отрасли образования в условиях такого изменения жизненного уклада.

Пересмотреть это нужно и для того, чтобы сделать акцент на развитие именно компьютерных навыков и грамотности у педагогов, у администрации школы, у родителей, которые сегодня как никогда раньше вовлечены в учебный процесс. Именно на это надо направлять значительную часть средств нацпроекта «Образование». В противном случае школы так и будут наполняться не очень востребованным «железом», а образовательный процесс останется таким же архаичным. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1050
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
836
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1964
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6072

Другие новости