Фото сайта kremlin.ru
На совещании по организации образования в условиях COVID-19 президент России Владимир Путин сделал ряд важных заявлений. Одно из самых интригующих и потенциально важных для сферы образования прозвучало так: «Хотел бы также сказать, что направил в Государственную Думу поправки в закон «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Насколько это принципиально для самого президента, можно судить, хотя бы по тому, что в завершение совещания Путин потребовал в полном объеме реализовать сформулированные меры по поддержке сферы образования. «Речь идет о наших детях, молодых людях, без всякого преувеличения о будущем страны. Все эти вопросы мы обязаны - и я лично буду это делать - держать на контроле», - приводит слова президента агентство ТАСС.
На данный момент известно, что Владимир Путин предложил отдельно прописать в законе «Об образовании» понятие «Воспитание». Воспитание предложено сделать частью образовательной программы. Правом на участие в разработке программы воспитания планируется наделить советы обучающихся и советы родителей. Планируется, что новация позволит укрепить патриотический дух, духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Можно напомнить, что экс-министр Образования и науки РФ Ольга Васильева выступала за усиление именно воспитательной (по факту – патриотической) работы в школе и вузах. В бытность Васильевой министром (2016–2018) окончательно оформилось Российское движение школьников. Мыслилось все это, как реинкарнация советской Пионерии, но не по идеологической составляющей, а именно патриотической. Впрочем, и до Васильевой много об этом говорилось.
В связи с этим, в ближайшее время планируется принять закон о работе студентов педагогических вузов по специальности. «Уже в июне должен быть принят закон, разрешающий студентам старших курсов педагогических и других вузов работать в учреждениях образования, причем как на временной, так и на постоянной основе», - подчеркнул Владимир Путин.
Он добавил, что в качестве первого шага эти студенты могли бы принять участие этим летом в организации отдыха детей. «В принципе, это уже практикуется, надо просто делать это шире», - добавил президент.
Эксперты, к которым обратилась «НГ» за комментариями, пока высказываются по поводу этих инициатив осторожно.
«Вопрос сложный, - отметила в беседе с «НГ» доктор философских наук, профессор РАНХиГС Гульнара Краснова. – Я сама пединститут закончила. На старших курсах на практике вела уроки, проверяющие говорили, что очень хорошо. Помню, сильно волновалась и много готовилась, даже понравилось. Но в школу идти работать не планировала, собиралась в аспирантуру. Мне кажется, что желающих (работать в школе – «НГ»), старшекурсников будет немного. А тех «немного» ещё будет школа смотреть, которая либо нуждается в кадрах, либо нет. И ещё – зависит от репутации, то есть уровня учителей».
Татьяна Апостолова, преподаватель Московского городского педагогического университета, кандидат исторических наук видит несколько сценариев развития событий: «Возможны варианты. Например, важно, чтобы студенты-педагоги, как можно раньше поняли, правильно ли они выбрали свою профессию. Ещё вариант – практика: чем раньше попробуешь, тем легче будет начать работать. Ну, и, наверное, где-то может не хватать учителей. Студенты уже могут выполнять какой-то объем работы».
Обозреватель «НГ» Наталья Савицкая, сама окончившая педагогический вуз, отмечает другой важный поворот темы: «Когда я училась, то на последнем курсе мы имели практику в вузах которая длилась, если не ошибаюсь, целую учебную четверть. И вожатыми работали каждое лето, начиная с третьего курса. Так что, законодательные инициативы Владимира Путина – это в некоторой степени и возврат к старому. Я думаю, что это инициировано, чтобы быстрей продвинуть цифровую экономику. Сейчас же, в школе – большой разрыв поколений среди учителей. Два разных мира. Два разных образа жизни. Если угодно – «аналоговый» и «цифровой».
Действительно, именно на этом сделал акцент президент РФ. «“Цифра”, телекоммуникации открывают колоссальные возможности, вы это всё хорошо знаете. Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа. Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию. Тем более что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество. Говорил об этом в Послании текущего года, в том числе приняли тогда решение о специальных федеральных доплатах в пять тысяч рублей в месяц для классных руководителей, на которых лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми. Такая мера начнёт действовать с начала нового учебного года».
Еще одна сфера, где, по его словам, студенты могут принести пользу стране и гражданам, это решение задач цифровой экономики. «Надо предложить удобные, достойно оплачиваемые формы занятости для учащихся в сфере IT и инженерных специальностей», - заявил глава государства.
Если же говорить ретроспективно, то реформу образовательной сферы страны, еще 20–25 лет назад и следовало начинать с продуманной реформы высшего педагогического образования. Возможно, сегодня это стало понятно уже всем.
комментарии(0)