Новый тренд в репетиторстве – помощь школьникам с выполнением цифровых домашних заданий. Фото Pexels
Коронавирус изменил рынок репетиторства в России. Спрос на занятия онлайн резко возрос. Дистанционку осваивают даже те, кто интереса к цифровым технологиям прежде не проявлял. Но на фоне наплыва клиентов на рынке идет демпинг: появились новички, потерявшие работу в другой сфере. Однако выводы по ситуации делать преждевременно. А вот каким рынок репетиторства был в Москве еще недавно, выяснил исследователь НИУ «Высшая школа экономики» Петр Макеев в докладе, подготовленном к прошедшей в НИУ ВШЭ XXI апрельской конференции.
Сейчас ситуация на рынке нестабильна. На фоне бума онлайн-образования на рынок хлынули мошенники. Люди, потерявшие работу, выдают себя за педагогов и обещают за два месяца подготовить к ЕГЭ. Причем по ценам существенно ниже рыночных.
Еще один новый тренд в репетиторстве: стала популярна помощь школьникам с выполнением цифровых домашних заданий. Детям нужна помощь в освоении новых форматов. Учебные материалы часто включают лишь минимум – и надо добирать знания. Или ситуация обратная: материал слишком обширный, сложный (а темп усвоения у каждого ученика свой) – и приходится его разбирать с репетитором. Причем такие ситуации возникают не только в средней школе, но иногда и в начальной.
Как отмечается в пресс-релизе, подготовленном пресс-службой НИУ ВШЭ, в исследовании Петра Макеева рассмотрены шесть наиболее популярных онлайн-сервисов подбора репетиторов, из баз которых были отобраны 180 тыс. анкет репетиторов в Москве и Московской области. Среди предметов исследователь выбрал русский язык, математику и английский язык: их преподают на каждом из сайтов чаще всего, ЕГЭ по первым двум предметам до нынешнего года сдавали обязательно. (Коронавирус и тут внес свои коррективы.)
Сайты диверсифицированы по стоимости услуг. Разнице в цене существенная. Самые дорогие репетиторы – на крупных, наиболее «людных» сайтах. «Для потребителя это, вероятно, является косвенным доказательством качества предоставляемых услуг, – комментирует Петр Макеев. – Кроме того, эти сайты прямо заявляют о сложной системе проверки репетиторов, содержат отзывы бывших учеников и их родителей, выставляют рейтинги репетиторам».
Цены на репетиторство не особенно различаются по предметам. На некоторых сайтах самый доступный – русский язык, на некоторых – математика. Где-то цена вообще не различалась. По подсчетам Макеева, средняя цена часового занятия по русскому языку, математике или английскому языку – 900–1000 руб.
Статус и стаж репетиторов существенно влияют на цену. Меньше всего берут студенты: средняя цена на их услуги – менее 700 руб. в час. Обычно они подтягивают учеников средней школы. Это не самая дорогая услуга – в отличие от подготовки к ЕГЭ. Самые затратные репетиторы – преподаватели вузов (в среднем они занимаются репетиторством 18 лет) и носители иностранного языка: 1100 руб. за час и выше. В середине – аспиранты, школьные учителя и частные преподаватели. Русский и английский языки преподают женщины (80–95%). В математике – гендерное равенство: женщин и мужчин примерно поровну.
Кого на рынке больше: школьных учителей или частных преподавателей? На этот вопрос ответить сложно, отмечает Макеев. Далеко не все репетиторы обращаются на сайты для поиска учеников. Многие обходятся системой личных рекомендаций. «Если же судить о той группе, которая представлена на сайтах, то по всем предметам доминируют частные преподаватели, которые не работают в школах или вузах, то есть не связаны с формальной системой образования», – поясняет исследователь. Эта группа в зависимости от предмета составляет от 45 до 72% всех репетиторов, рекламирующих свои услуги онлайн.
30% всех предложений рынка – от студентов. Они подрабатывают, преподавая математику, информатику, биологию и химию. Школьные преподаватели лидируют (до 25%) в предметах, связанных с подготовкой к школе и обучением в началке. Их доля велика и в обучении математике. В целом школьные педагоги составляют до четверти пула репетиторов, представленных на сайтах.
На цену услуг влияет и преподавание нескольких предметов сразу. Многостаночники берут больше. Казалось бы, целый перечень предметов «в арсенале» позволяет снизить риски быть невостребованными и репетиторы должны активно практиковать это. Но «универсальных солдат» не так много. Большинство педагогов преподают один предмет. Значительно меньше тех, кто берется вести два предмета. Совсем немного тех, кто преподает три-четыре дисциплины. Репетиторы широкого диапазона – это своего рода элита, которая позволяет себе завысить цену.
комментарии(0)