Управление системой образования и стратегического планирования становятся критически важными. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В каком бы возрасте мы ни находились, 1 сентября всегда для нас связано со школьной линейкой, возвращением школьников с летних каникул, пробками на улицах и возвратом к трудовым будням. Но 2020 год похоже изменит это восприятие обычных рутинных вещей навсегда.
На онлайн-брифинге 6 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что коронавирусная инфекция не повлияет на начало нового учебного года, но решение по формату обучения будет принято исходя из эпидемиологической ситуации, то есть ситуацию, вернутся студенты в аудитории или продолжат обучение в режиме онлайн, министр оставил на потом.
Вузам придется сейчас самим принимать решения: то ли разрабатывать новые онлайн-курсы, то ли ремонтировать аудиторный фонд. И то и другое требует денег, которых может не хватить. В России в отличие от других стран образовательный сектор не отнесен к числу пострадавших от пандемии, никто им не то чтобы финансовых субсидий не выделяет, но даже не ставит об этом вопрос.
Для примера: в США американским университетам был выделен пакет чрезвычайной помощи в размере 14 млрд долл. Надо сказать, что Американский совет по образованию эту сумму назвал крайне недостаточной и призвал Конгресс США выделить дополнительно 47 млрд на чрезвычайную помощь, которая могла бы «по крайней мере частично смягчить ущерб, причиненный пандемией».
Еще 10 апреля британское правительство объявило о чрезвычайном пакете мер для университетов страны. Финансовые последствия пандемии для национальных вузов были оценены в 790 млн фунтов стерлингов, включая потерянные доходы от проживания, питания и проведения мероприятий, а также дополнительные расходы на поддержку студентов, обучающихся в режиме онлайн.
Правительство Австралии также сообщило о чрезвычайном пакете мер для университетов страны. Пакет включает финансирование новых краткосрочных курсов переподготовки, гарантию финансирования в размере 18 млрд австралийских долларов для австралийских абитуриентов и еще 100 млн в виде льгот по нормативным сборам и отсрочкам платежей. В то же время Ассоциация национальных университетов Peak body Universities Australia предупредила, что этого пакета мер будет недостаточно для покрытия прогнозируемой потери доходов в размере от 3 до 4,6 млрд австралийских долларов в этом году.
Анализ финансовых последствий пандемии для высших учебных заведений по всему миру был проведен экспертами Moody’s Investors Services. По их мнению, будет наблюдаться снижение спроса на программы высшего образования во всех странах мира.
Аналогичные выводы были получены в ходе опроса руководителей сферы образования по всем регионам мира (более чем 700 респондентов из 50 стран), проведенного компанией HolonIQ. Более 40% респондентов ответили, что ожидают снижения числа абитуриентов, и – как результат этого снижения – 26% опрошенных планируют сокращение/увольнение персонала. Половина опрошенных руководителей считают, что в долгосрочной перспективе все будет еще хуже, и только примерно одна треть считают, что ситуация улучшится в течение следующих шести месяцев.
Абердинский университет стал первым учебным заведением Великобритании, объявившим о переносе даты начала первого семестра с 7 на 21 сентября; при этом студентам, которые не смогут приехать в указанные даты, будет предоставлена возможность обучаться онлайн до момента их физического возвращения в кампус.
В ближайшее время можно ожидать, что большинство зарубежных университетов в странах с традиционно и исторически сложившейся децентрализованной системой управления образованием сделают официальные заявления о формате обучения в первом семестре 2020/21 года. Конечно, готовых решений нет, и каждая страна и каждый университет выбирают ту или иную модель обучения исходя из собственных возможностей и конкретной ситуации.
В России указ президента России Владимира Путина «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 2 апреля 2020 года позволяет властям регионов совместно с региональными вузами принять решение, касающиеся начала и формата обучения в первом семестре 2020/21 года с учетом конкретной эпидемиологической ситуации и возможностей региональных вузов.
Очевидно, что в новой реальности сосуществования с коронавирусной инфекцией в течение неопределенного периода времени нужны новые подходы к управлению системой образования. В нее, напомним, входят более 1 тыс. вузов, около 40 тыс. школ, более 3 тыс. организаций среднего профессионального образования.
Наверное, мало у кого остались сомнения в том, что система управления образованием не справляется со сложностью нынешней ситуации ввиду ее консервативности, неповоротливости, неготовности отпустить в свободное плавание подведомственные учреждения и одновременно быстро и на опережение принимать решения. Крайне показателен пример со сроками сдачи ЕГЭ. В ближайшие месяцы и годы эффективность управления системой образования и стратегического планирования станут критически важными.
При этом, как следует из отчета Счетной палаты о результатах стратегического аудита формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти с 2017–2019 годах, «система стратегического планирования деятельности федеральных органов исполнительной власти в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины. В этом состоянии она не способствует достижению национальных целей и требует совершенствования». Этот вывод аудиторов Счетной палаты был сделан в отношении всех федеральных органов исполнительной власти. Министерство науки и высшего образования, как и Министерство просвещения, не стали исключениями.
Представляется, что сейчас наступило самое время для стратегического планирования, а решение о формате нового учебного года отдать образовательным организациям и властям регионов, где они находятся.
комментарии(0)