Еще совсем недавно казалось, самое главное требование к ЕГЭ – это прозрачность процедуры. Вирус поставил вопрос о самой возможности его проведения. Фото РИА Новости
Единственно целесообразный вариант решения проведения единого госэкзамена (ЕГЭ) – замена (перенос) сроков испытания на более позднее время. Вместе с этим необходимо в среднесрочной перспективе разрабатывать варианты дистанционного ЕГЭ, единого метапредметного онлайн-экзамена, дистанционного творческого экзамена. К такому выводу пришли эксперты Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (ФИРО РАНХиГС).
Сотрудники ФИРО РАНХиГС, исходя из динамики распространения инфекции, определили оптимальные варианты организации единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена для девятиклассников (ОГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР) в условиях пандемии коронавируса.
По мнению автора прогноза, ведущего аналитика Научно-исследовательского центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС, кандидата политических наук Антона Дождикова, ЕГЭ сдавать в этом году будут примерно 500 тыс. выпускников школ. Единый госэкзамен никуда не денется и сохранит очевидный приоритет по отношению к другим процедурам оценки качества образования. Изменение формы ЕГЭ на дистанционную (онлайн) в настоящее время, по мнению эксперта, невозможно.
Проведение единого государственного экзамена должно быть подчинено логике борьбы с распространением COVID-19 и основываться на оценках фактической эпидемиологической обстановки в регионах. Иначе говоря, до появления устойчивой тенденции к снижению количества инфицированных старт кампании ЕГЭ-2020 и схожих мероприятий скорее неприемлем, считает автор.
Опираясь на экспертные мнения о динамике распространения коронавируса, аналитик предлагает несколько возможных сценариев проведения ЕГЭ. При этом подчеркивается, что Россия в силу своих географических характеристик, конечно, не может полностью подчиняться моделям, общепринятым в других государствах. Как правило, большинство выстроенных по аналогам графиков предполагают равномерное распространение заболевания по территории того или иного государства с выявлением отдельных очагов массовых заражений. В России же актуальная ситуация может отличаться. Тем не менее варианты есть, и выглядят они так.
Оптимистический вариант предполагает, что к концу мая 2020 года будет достигнут перелом в распространении болезни и количество новых выявленных фактов заражения существенно уменьшится. В этом случае преобладающая часть процедур оценки качества образования будет смещена по времени на середину и конец лета или, возможно, на осень. «Данные изменения потребуют определенных организационных усилий и дополнительной работы для обеспечения противоэпидемиологической безопасности. Но в целом они сохранят работу системы на прежних принципах», – отмечается в аналитической записке к докладу Дождикова.
Пессимистический вариант предусматривает сохранение карантинных и ограничивающих мероприятий до осени или даже до окончания 2020 года. Тогда оценка качества образования через ЕГЭ и другие подобные процедуры в нынешнем году вряд ли будет востребована, допускает аналитик. Необходимо учитывать также вероятность промежуточного, «субэкспоненциального» сценария, предполагающего развитие эпидемии по варианту между «оптимистическим» и «пессимистическим» с выходом на другие возможные модели распространения COVID-19. Например – «Вторая волна», «Острова» или «Хроника».
Сценарий «Вторая волна» охватывает развитие инфекции осенью-зимой 2020 года, возможное повторение последующих волн со смягчением последствий каждой из них в случае отсутствия серьезных мутаций вируса. Часть оценочных процедур, в том числе ЕГЭ, может быть проведена в период «седла» (спада). Ориентировочно это вторая половина лета. Данный сценарий имеет определенные шансы на реализацию с учетом аналогий с эпидемиями гриппа.
Сценарий «Острова» в максимальной степени учитывает специфику регионов РФ, а также разную совокупность мер, принимаемых местными властями. По этому варианту, первую волну эпидемии принимает на себя Москва, Московская область, а затем и другие города-миллионники. Сценарий предполагает, что после преодоления пика количество зараженных будет снижаться. На некоторых территориях, возможно, будут иметь место локальные вспышки заболевания.
Также эксперт обозначил три варианта стратегий подготовки к единому госэкзамену, соответствующие разным траекториям развития эпидемии. Стратегия «Проведение ЕГЭ с рациональным смещением сроков» (план А) может быть реализована при условии, что пик пандемии пройден, а падение графика количества новых заражений стало устойчивым. Как считает автор доклада, те экзаменуемые, кто хорошо готовился к экзамену, напишут его как минимум не хуже, чем если бы они сдавали экзамен при отсутствии пандемии.
«Но общий уровень оценок может оказаться несколько ниже – по причине наличия значительной доли обучающихся с низкой мотивацией», – прогнозирует исследователь. Для нивелирования указанных тенденций предлагается пропорционально изменить общую сложность заданий ЕГЭ в количественном измерении.
Среди возможных организационных и санитарных мер – необходимо обеспечить социальную дистанцию в 1,5–2 м (редкая посадка, не более 8–10 человек в стандартной аудитории) между экзаменуемыми, применение дезинфицирующих средств, медицинских масок, одноразовых персональных комплектов из герметичных пакетов (ручка, бумага/бланки). Нужно будет проводить кварцевание и протирать дезинфицирующими растворами все поверхности кабинета после экзамена для каждой группы школьников. Проблемой реализации плана А является, по мнению аналитика, необходимость гарантированного исключения возможности негативных последствий.
Стратегия «Проведение ЕГЭ с непропорциональным смещением сроков» – в зависимости от эпидемиологической ситуации в конкретном регионе (план B) – включает в себя все мероприятия плана А, а также подготовку большего количества вариантов ЕГЭ с учетом как минимум трех волн проведения его для регионов; сокращение количества самих экзаменов.
И наконец, стратегия «В случае задержки пика пандемии» (план С) предполагает помимо мероприятий планов А и В перенесение экзаменов на август (начало осени) в зависимости от эпидемиологической обстановки. Это предполагает параллельную проработку с Минобрнауки РФ особенностей осеннего зачисления в вузы. И как следствие – оптимизацию обучения на первом курсе.
комментарии(0)