0
6112
Газета Образование Печатная версия

22.04.2020 18:58:00

Как образовательный суррогат стал технологией будущего

Специфика ведения вебинаров и чтения лекций в онлайн-режиме легко может быть освоена опытным преподавателем

Тимур Садыков

Об авторе: Тимур Мрадович Садыков – заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, дистанционное обучение, информационные технологии, вебинар

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, дистанционное обучение, информационные технологии, вебинар С технической точки зрения интернет позволяет качественно передавать знания от преподавателя к студентам по весьма широкому спектру дисциплин. Фото РИА Новости

Пандемия коронавируса дала мощный стимул для внедрения технологий дистанционного обучения в планетарном масштабе. Перевод миллионов школьников и студентов на дистанционное обучение в течение нескольких дней оказался возможен благодаря тому, что технологии и вся необходимая сетевая инфраструктура были созданы задолго до вспышки COVID-19.

В России переход на дистанционное цифровое обучение прошел очень быстро и практически без потери темпа. Развитая сетевая инфраструктура, высокая степень оснащенности населения компьютерной техникой и относительно хорошая компьютерная грамотность аудитории образовательных учреждений позволили высшим учебным заведениям и школам перейти в режим интернет-конференций и видеоуроков. Сразу пригодились все электронные образовательные ресурсы, разработке которых длительное время сопротивлялась весомая доля профессионального сообщества.

Не все платформы выдержали испытание ажиотажным спросом. Некоторые «висли» и «глохли», срывая занятия, но в строй были быстро введены резервные мощности. Настал звездный час систем дистанционной видеосвязи.

Технологии дистанционного обучения не являются, строго говоря, таким уж новшеством. 30 лет назад, в самом начале 1990-х, за долгие годы до появления общедоступного высокоскоростного интернета, в США во многих средних школах уже было широко внедрено интерактивное дистанционное обучение различным дисциплинам – в первую очередь иностранным языкам – с использованием технологии телевещания. Необходимость в такой форме проведения занятий была в первую очередь экономической: так было дешевле преподавать иностранные языки в маленьких школах с небольшим числом учеников. Результат был ожидаемо низким, в режиме телемоста с учителем американские деревенские школьники усваивали иностранные языки из рук вон плохо. Однако экономические преимущества перевесили требования к качеству образования. А с появлением интернета дистанционное обучение стало повсеместным.

С сугубо технической точки зрения интернет позволяет качественно передавать знания от преподавателя к студентам по весьма широкому спектру дисциплин: от высшей математики до философии и иностранных языков. Специфика ведения вебинаров и чтения лекций в режиме видеоконференций легко может быть освоена любым опытным преподавателем. Более того, сетевая форма чтения лекций и проведения консультаций предоставляет еще и значительные преимущества по сравнению с традиционной формой обучения: лекции могут (и должны) быть записаны для возвращения к ним перед экзаменом, число слушателей не ограничено вместимостью лекционной аудитории.

Все эти достоинства дистанционной формы обучения давно оценены как вузами, так и студентами. Ведущие мировые университеты на протяжении многих лет размещают свои лучшие курсы на образовательных платформах и неплохо зарабатывают на продаже подписки.

В более трудной ситуации находятся образовательные программы, освоение которых требует выполнения большого числа лабораторных работ со сложным оборудованием. Химик должен работать с хроматографом, курс «Волны и оптика» нельзя полноценно освоить, не проведя семестр в лаборатории, оснащенной лазерными установками.

Особо сложную и дорогостоящую технику (например, летательные аппараты в летной школе) имитируют с помощью компьютерных тренажеров, но они сами являются весьма недешевым и громоздким оборудованием, функционал которого не выведешь в интернет. Никто не захочет доверить свою жизнь пилоту, опыт которого ограничен кабиной авиасимулятора.

Медицина, по-видимому, одна из наиболее консервативных областей знания, успешное освоение которой требует не только личного контакта с преподавателем и работы с лабораторным оборудованием, но и общения с пациентами. Однако и для этих специальностей дистанционное образование – прекрасное подспорье, дополняющее традиционные формы обучения.

И тем не менее массовый перевод образования на дистанционную форму заставляет ожидать существенного снижения качества подготовки специалистов даже по сугубо теоретическим специальностям. Причина этого лежит в первую очередь в области психологии: университетская аудитория – это не просто место, где можно задать вопрос профессору. Фокусировка внимания на любимом предмете несравненно выше в кругу однокурсников-единомышленников, руководимых опытным педагогом. Отношение к занятию волей-неволей становится намного более прохладным, если лекция – это всего лишь одна из многих вкладок браузера, а звук в любой момент можно отключить. Только очень волевой и мотивированный студент может извлечь максимальную пользу из занятия, проводимого в дистанционной форме…

«London is the capital of Great Britain», – доносится из детской комнаты строгий голос учительницы английского языка. Дочь-третьеклассница учится дистанционно уже третью неделю. Жена колдует на кухне, сверяясь с видеоуроком кулинарии на экране планшета. Через час начинается мой вебинар на факультете цифровой экономики и информационных технологий. Будущее уже наступило. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
11747
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8297
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2490
По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

0
4798

Другие новости