С технической точки зрения интернет позволяет качественно передавать знания от преподавателя к студентам по весьма широкому спектру дисциплин. Фото РИА Новости
Пандемия коронавируса дала мощный стимул для внедрения технологий дистанционного обучения в планетарном масштабе. Перевод миллионов школьников и студентов на дистанционное обучение в течение нескольких дней оказался возможен благодаря тому, что технологии и вся необходимая сетевая инфраструктура были созданы задолго до вспышки COVID-19.
В России переход на дистанционное цифровое обучение прошел очень быстро и практически без потери темпа. Развитая сетевая инфраструктура, высокая степень оснащенности населения компьютерной техникой и относительно хорошая компьютерная грамотность аудитории образовательных учреждений позволили высшим учебным заведениям и школам перейти в режим интернет-конференций и видеоуроков. Сразу пригодились все электронные образовательные ресурсы, разработке которых длительное время сопротивлялась весомая доля профессионального сообщества.
Не все платформы выдержали испытание ажиотажным спросом. Некоторые «висли» и «глохли», срывая занятия, но в строй были быстро введены резервные мощности. Настал звездный час систем дистанционной видеосвязи.
Технологии дистанционного обучения не являются, строго говоря, таким уж новшеством. 30 лет назад, в самом начале 1990-х, за долгие годы до появления общедоступного высокоскоростного интернета, в США во многих средних школах уже было широко внедрено интерактивное дистанционное обучение различным дисциплинам – в первую очередь иностранным языкам – с использованием технологии телевещания. Необходимость в такой форме проведения занятий была в первую очередь экономической: так было дешевле преподавать иностранные языки в маленьких школах с небольшим числом учеников. Результат был ожидаемо низким, в режиме телемоста с учителем американские деревенские школьники усваивали иностранные языки из рук вон плохо. Однако экономические преимущества перевесили требования к качеству образования. А с появлением интернета дистанционное обучение стало повсеместным.
С сугубо технической точки зрения интернет позволяет качественно передавать знания от преподавателя к студентам по весьма широкому спектру дисциплин: от высшей математики до философии и иностранных языков. Специфика ведения вебинаров и чтения лекций в режиме видеоконференций легко может быть освоена любым опытным преподавателем. Более того, сетевая форма чтения лекций и проведения консультаций предоставляет еще и значительные преимущества по сравнению с традиционной формой обучения: лекции могут (и должны) быть записаны для возвращения к ним перед экзаменом, число слушателей не ограничено вместимостью лекционной аудитории.
Все эти достоинства дистанционной формы обучения давно оценены как вузами, так и студентами. Ведущие мировые университеты на протяжении многих лет размещают свои лучшие курсы на образовательных платформах и неплохо зарабатывают на продаже подписки.
В более трудной ситуации находятся образовательные программы, освоение которых требует выполнения большого числа лабораторных работ со сложным оборудованием. Химик должен работать с хроматографом, курс «Волны и оптика» нельзя полноценно освоить, не проведя семестр в лаборатории, оснащенной лазерными установками.
Особо сложную и дорогостоящую технику (например, летательные аппараты в летной школе) имитируют с помощью компьютерных тренажеров, но они сами являются весьма недешевым и громоздким оборудованием, функционал которого не выведешь в интернет. Никто не захочет доверить свою жизнь пилоту, опыт которого ограничен кабиной авиасимулятора.
Медицина, по-видимому, одна из наиболее консервативных областей знания, успешное освоение которой требует не только личного контакта с преподавателем и работы с лабораторным оборудованием, но и общения с пациентами. Однако и для этих специальностей дистанционное образование – прекрасное подспорье, дополняющее традиционные формы обучения.
И тем не менее массовый перевод образования на дистанционную форму заставляет ожидать существенного снижения качества подготовки специалистов даже по сугубо теоретическим специальностям. Причина этого лежит в первую очередь в области психологии: университетская аудитория – это не просто место, где можно задать вопрос профессору. Фокусировка внимания на любимом предмете несравненно выше в кругу однокурсников-единомышленников, руководимых опытным педагогом. Отношение к занятию волей-неволей становится намного более прохладным, если лекция – это всего лишь одна из многих вкладок браузера, а звук в любой момент можно отключить. Только очень волевой и мотивированный студент может извлечь максимальную пользу из занятия, проводимого в дистанционной форме…
«London is the capital of Great Britain», – доносится из детской комнаты строгий голос учительницы английского языка. Дочь-третьеклассница учится дистанционно уже третью неделю. Жена колдует на кухне, сверяясь с видеоуроком кулинарии на экране планшета. Через час начинается мой вебинар на факультете цифровой экономики и информационных технологий. Будущее уже наступило.
комментарии(0)