Современное ПО позволяет отследить не только то, пользуется ли студент запрещенными подсказками, но даже движение его глаз по монитору. Фото РИА Новости
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что российские вузы готовы организовать дистанционную сдачу летней сессии. По его словам, он обсудил вопрос с ректорами вузов из разных регионов. Они рассказали Фалькову, что этап адаптации образовательного процесса к условиям пандемии коронавируса университетами уже пройден.
Такие оптимистические заявления прозвучали на восьмом заседании рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории РФ. В режиме видеотрансляции в заседании приняли участие члены Российского cоюза ректоров (РСР) и представители ведущих вузов страны.
На заседании было отмечено, что те вузы, что имели опыт дистанционной работы, переключились на формат онлайн довольно быстро. Однако неким открытием для них стало то, что нагрузка увеличилась как на студентов, так и на преподавателей. Учиться без очного контакта для студентов теперь труднее: домашняя обстановка отвлекает и расслабляет. Преподавателям же важно продумывать сценарий лекции или семинара, чтобы не потерять внимание слушателей по ту сторону экрана. А теряется оно крайне быстро.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал, что сегодня к запущенной МГУ еще в 2013 году платформе открытого образования «Университет без границ» подключились около трех десятков вузов России. 130 тыс. пользователей платформы доступно примерно 8 тыс. лекций по различным направлениям науки. Садовничий сообщил также «о принципиальной готовности вуза организовать и провести в дистанционном формате аттестацию и выпуск в этом году».
Отдельно академик Садовничий остановился на работе в новых условиях университетской клиники как одного из федеральных медицинских научных центров, принимающих больных с коронавирусной инфекцией. В ближайшее время, по словам ректора, клиника будет полностью перепрофилирована на работу в таком формате.
В университетах, где не было до сих пор дистанционных программ обучения, преподаватели вынуждены создавать группы в социальных сетях, использовать электронную почту. Лекции и семинары заменяются конференц-звонками, контроль знаний осуществляется через тесты в Word-документах, выполнение заданий идет в рабочих тетрадях, подготовка и защита презентации – в скайпе. Многие преподаватели сначала выкладывают в Сеть готовые презентации и уже по видео объясняют материал. Домашние задания есть по всем предметам, их тоже необходимо разместить в определенное время. Все так же ставятся оценки, проводятся контрольные работы.
Высказывалось мнение, что дистанционное обучение помогло преподавателям лучше структурировать имеющийся обширный материал по читаемым дисциплинам. Но если с учебой в онлайн все более или менее разобрались, то предстоящая сессия пока еще вызывает вопросы. Впрочем, и здесь уже есть свои наработки.
Например, в Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) апробировали систему прокторинга. Пилотный вариант сервиса был представлен пользователям в академии еще в ноябре 2019 года. За это время с помощью прокторинга принято около 1 тыс. экзаменов. По словам специалистов Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС, прокторинг представляет собой сервисы, позволяющие следить за сдачей студентом экзамена.
«Термин происходит от английского слова proctor – «следить», «наблюдать». Уже в XVII веке в европейских университетах появилась специальная должность проктора, чтобы разгрузить профессоров. Сегодня, в условиях ограничительных мер, связанных с защитой от коронавируса, использование удаленного контроля над сдающими экзамен становится особенно актуальным», – отмечает заместитель директора Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Любовь Визер. В общем, проктор – специальный сотрудник, осуществляющий мониторинг прохождения теста (или другого испытания) слушателем. В данном случае в качестве такого «сотрудника» выступает компьютерная программа.
Процедура сдачи экзамена с использованием прокторинга довольно проста. Следуя инструкции, в назначенные дату и время студент запускает программу со своего компьютера или ноутбука. Программа проводит аудиовизуальный контроль процесса тестирования, используя камеру ПК студента. Параллельно отслеживает, не пользуется ли студент другими гаджетами, не заходит ли в интернет, не использует ли другие неразрешенные ресурсы, не подсказывает ли ему кто-то посторонний (в кадре или вне кадра). Мало того, проктор фиксирует даже движение глаз по экрану монитора и делает запись процесса. В случае если были зафиксированы какие-то нарушения процедуры, программа помечает данную запись как особо подозрительную.
Что касается моделей экзамена, то среди региональных вузов сегодня популярны удаленное тестирование по расписанию продолжительностью до двух часов, гибридный метод (сочетание тестирования и беседы), устный опрос. Рассматривается также идея дать возможность студентам пройти определенные дисциплины на платформе Coursera и засчитать в качестве дисциплины из учебного плана.
комментарии(0)