0
10630
Газета Образование Печатная версия

01.04.2020 18:55:00

Число студентов в России уменьшается

Выпускники школ идут работать, а университетов – учиться

Тэги: образование, тенденции, статистика, студенты


образование, тенденции, статистика, студенты После 9-го класса школьники все чаще выбирают работу. Фото с сайта www.worldskills.ru

Статистика, касающаяся образовательной сферы, обнаруживает интересные тенденции. Спортивных школ-интернатов стало меньше. Музыкальные школы тоже оптимизировали. Зато расширяется военно-патриотическое движение и растет количество кружков художественного творчества. Таковы данные нового статистического исследования о текущем состоянии сферы образования в РФ.

Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и Федеральной службой государственной статистики подготовил статистический сборник «Индикаторы образования: 2020». Издание дает комплексное представление о текущем состоянии сферы образования в России и ее развитии в многолетней динамике и в сопоставлении с другими странами. В исследовании использованы также данные Федерального казначейства, Организации экономического сотрудничества и развития, а также собственные методологические и аналитические разработки сотрудников Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Итак, оказывается, студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в РФ год от год становится меньше: в 2010/11 учебном году обучалось чуть более 7 млн, в 2018/19 – 4,1 млн. Большая часть из них в прошлом учебном году изучала науки об обществе (36,5%) и инженерное дело, технологии и технические науки (31,4%). Продолжает снижаться количество студентов и по удельным показателям – на 10 тыс. населения с 493 в 2011 году этот показатель упал до 284 студентов в 2018–2019 годах. Количество обучающихся по заочной форме сократилось практически вдвое.

В среднем на одного работника профессорско-преподавательского состава приходилось 12 студентов. Нагрузка на школьных учителей чуть выше – 17 учеников. Хоть и незначительно, но растет доля неудовлетворительных оценок при государственной итоговой аттестации учащихся по программам основного общего образования. В 2018 году их получили 1,2% учащихся, в 2017-м – 1,1%. При этом наибольшую заработную плату получает профессорско-преподавательский состав вузов. В 2018 году в государственных и муниципальных вузах в среднем она составила 8486 руб., годом ранее – 6831 руб.

Представляет интерес, что лишь чуть меньше половины выпускников – бакалавров, специалистов и магистров, – обучающихся за счет государства на очном обучении в государственных вузах, получают направление на работу. Почти треть из них продолжает обучение на следующей ступени. То есть не уходит из сферы образования.

А вот учащихся из сферы среднего профессионального образования, обучающихся на квалифицированных рабочих и служащих, в расчете на 10 тыс. населения за последние четыре года не стало меньше. Этот показатель держатся на цифре 37 человек. Но из среднего профессионального образования практически ушла заочная форма обучения.

Достаточно любопытно отметить еще одну тенденцию. После 9-го класса школьники все чаще начинают работать. В 2018 году таких насчитали около 5% от общего числа выпускников (в 2010 году этот показатель равнялся нулю), и 53% продолжили обучение по программам общего среднего образования. В то время как выпускники вузов не торопятся выходить на рынок труда, а продолжают образование в магистратуре или аспирантуре. В 2018 году их было 19%, тогда как в 2010-м – лишь 7%.

Россияне стали больше пользоваться платными образовательными услугами. Родители не скупятся на репетиторов. В 2017 году на эти цели потрачено свыше 613 млрд руб. – почти в два раза больше, чем в 2010-м. В 2018-м – еще больше.

Вообще же расходы на оплату услуг в образовании таковы: в потребительских расходах – 0,8%, в расходах на личные услуги – 2,8%. Для сравнения: в 2000 году это было – 1,0 и 7%, в 2013-м – 1,0 и 3,7% соответственно. Больше всего россияне тратят, разумеется, на высшее образование. Затем – на среднюю общеобразовательную школу. И еще меньше средств уходит на дошкольное образование.

Резко возросло по сравнению с 2000 годом (на 80%) и с 2013 годом (на 30%) количество организаций, осуществляющих программы дополнительного образования детей. Произошло это благодаря целенаправленной государственной политике в этой сфере. Причем львиная доля из этого кружкового многообразия ориентирована на художественное направление, патриотическо-спортивное и техническое. Зато сократилась сеть детско-юношеских спортивных школ, хоровых и хореографических школ. То есть, если так можно выразиться, страна выбирает массовый спорт и творчество масс. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
5762
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
16040
В науке нет непристойностей!

В науке нет непристойностей!

Зиновий Вальшонок

Истории из студенческой юности

0
6142
Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Антон Зверев

Все проверочные процедуры в действительности оценивают работу не педагога, а репетитора

0
8736

Другие новости