Карантин обнажил еще и социальные проблемы домашнего обучения. Одна из наиболее болезненных – присмотр за ребенком. Фото Наталии Красильниковой/PhotoXPress.ru
Споры между сторонниками традиционного очного школьного образования и поклонниками онлайн-технологий идут много лет. Каждая сторона имеет свои убедительные аргументы. Но школа довольно консервативная структура. Поэтому эти споры еще очень долго продолжались бы на теоретическом уровне, если бы не коронавирус. Зараза просто вынудила поставить в школах сложный и крупномасштабный эксперимент. По крайней мере в Москве и Московской области. А также в некоторых других крупных городах.
Что происходит? Школы поставлены на карантин. Дети сидят дома. А учителя лихорадочно готовятся к занятиям в последней четверти учебного года в режиме онлайн. Эта подготовка проходит в условиях форс-мажора, так как большинство учителей онлайн-технологии раньше либо не использовали, либо использовали ограниченно. Да и дети не привыкли к виртуальным урокам.
Если в высшем образовании дистанционные технологии давно освоены, то школам предстоит этому еще учиться. И не только в аспекте подготовки самих участников процесса. В первую очередь нужен хороший контент, который есть у некоторых онлайн-школ, но которого нет у школ обычных.
Среднестатистический учитель с трудом сможет создать качественный онлайн-контент. Мне, с солидным опытом работы онлайн и навыками программирования, для создания одного качественного видеоурока понадобится целый рабочий день. А для создания курса, включающего уроки, контрольные, самостоятельные работы и домашние задания, будет нужен минимум год. И это по математике. Что говорить об учителях, преподающих гуманитарные дисциплины. И уж совсем непонятно, как в режиме онлайн заниматься физкультурой, рисовать и петь.
Поэтому быстрый путь перехода к онлайн-обучению один – использовать готовые онлайн-контенты по предметам. Многие онлайн-школы и образовательные порталы сейчас предлагают свои контенты для обучения школьников. Насколько это все бесплатно? Насколько это все качественно? Надо проверять, анализировать, сравнивать. А времени почти нет.
Одновременно обнажились и социальные проблемы домашнего обучения. Одна из наиболее болезненных – присмотр за ребенком. В семьях без бабушек и дедушек роль няньки традиционно выполняла школа. На время карантина в Московском регионе в школах организуются специальные группы детей, за которыми будут присматривать. Но это только для учеников начальной школы. Для средних и старших школьников такой услуги нет. Раньше дети были свободны только на каникулах, которые планировались в семьях заранее. А теперь, когда никем не контролируемые дети начнут вместо учебы делать что-то плохое, то уже обвинять будет некого... Кроме коронавируса.
Другая неожиданная проблема состоит в том, что в семьях может просто не быть компьютера или интернета. Как это ни парадоксально, насчет компьютера – чистая правда. Дети привыкли «сидеть» в телефонах, несколько реже – в планшетах. Поэтому они к ноутбуку или компьютеру не приучены, а в телефоне делать домашние работы довольно сложно. Что касается интернета, то мне известны случаи, когда доступ в интернет раздается с телефона мамы или папы. А если родитель на работе, то и интернета дома нет.
Ноутбук в средней семье обычно один. И его используют чаще взрослые. В новых условиях возникает конфликт интересов по поводу информационного ресурса. А купить новый компьютер для ребенка в настоящее время может позволить себе далеко не каждый. Да и зачем ради двух недель? Если двух недель…
Подведем итог. Дистанционное образование – это современная технология, важная и нужная, но не внедряемая в произвольную школу за три дня. Форс-мажор уже показал, что это сложный процесс. Будем надеяться, что онлайн-обучение в школах не затянется до лета. Тогда будет время проанализировать плюсы и минусы, обнаружить узкие места и, возможно, уже сознательно внедрить онлайн-технологии в школы в новом учебном году. Частично скорее всего. Ибо эволюция в образовании надежнее революции.
комментарии(0)