0
3888
Газета Образование Печатная версия

25.03.2020 19:08:00

Куда делись вундеркинды

Современные дети воспринимают окружающий мир и учатся жить в нем через картинки

Тэги: школьное образование, карантин, пандемия, дети, информация, восприятие


школьное образование, карантин, пандемия, дети, информация, восприятие Предрасположенность к тому или иному типу восприятия может быть как врожденной, так и приобретенной. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Дети на вынужденных «каникулах». Новости о том, как они проходят, неожиданно обнаруживают родительскую неготовность к длительному «заключению». А еще обнаруживают проблемы и пробелы школьного образования.

Кузбасские информационные агентства сообщают, что дети стали чаще травмироваться дома, находясь на карантине. Они получают порезы, ушибы, переломы. Специалисты медучреждений подчеркивают, что в данное время года такая тенденция – редкость. Нехарактерную ситуацию медики связывают с вынужденным карантином. Свободное время дети проводят за компьютером, а значит, тратят гораздо меньше энергии. Травмы возникают в связи с резким началом двигательной активности. «Соскочил и запнулся за ножку стола», «прыгнул с дивана», «уронил, разбил» – так характеризуют сложившуюся ситуацию медики. И предлагают родителям грамотно организовать досуг с физическими нагрузками и периодами для отдыха.

Надо полагать, что эта проблема сегодня общая для всех.

Но если медиков волнует тема ссадин, то родителей больше волнует, как не отстать от школьной программы. Родители напряжены. У кого есть деньги – срочно нанимают репетиторов. У кого нет – садятся за уроки с детьми сами. Отвертеться не получается. Учителя вышли на «онлайн-дорогу», требуют пройти уроки, выполнить домашнюю работу. И так – каждый день. Вот здесь-то случаются неожиданные открытия.

На образовательном ресурсе Pedsovet.оrg обнародовано письмо учительницы о том, что ей, как кинестетику, удалось нащупать детский интерес. Больше движений, красочных схем и эмоций – и учителю куда легче удержать внимание. И один из выводов, который напрашивается из ее письма: учителя в основном опираются на аудиовизуальную информацию. А дети – слишком разные.

Надеяться на то, что школы обратят внимание на этот аспект, сложно. Лучше просветить родителей. Хотя может вполне пригодиться и опыт бабушки поэта Михаила Лермонтова – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Это она распорядилась, чтобы комната ее Мишеньки была в несколько слоев обита солдатским сукном. И в ней он мог делать все что угодно: рисовать на стенах и потолке, носиться, петь, орать – все, что взбредет в голову. Дядька, находившийся в покоях барчука, лишь следил, чтобы с Михаилом Юрьевичем чего опасного для жизни не случилось. И ведь вырос Михаил Лермонтов вполне развитым человеком.

Но вернемся к типам восприятия информации. Деление людей на категории в зависимости от ведущего канала восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики) предложил британский психолог Эдвард де Боно. Он же заметил, что людей, которые бы пользовались исключительно одним каналом восприятия, практически не существует. Так что все мы используем смешанные типы восприятия. Однако чаще всего какой-то один тип является ведущим. Предрасположенность к тому или иному типу восприятия может быть как врожденной, так и приобретенной. Способ восприятия информации может измениться под влиянием обстоятельств или целенаправленного воздействия.

Уже с раннего возраста, считал психолог, можно понять, как именно ребенку легче всего воспринимать информацию. Важно помнить, что примерно до 2–3 лет в каждом малыше очень много от кинестетика: желание запустить руки в кашу, а затем размазать ее по столу или попробовать «на зубок» все, что окажется в поле зрения, и т. д.

Ребенок-аудиал чаще использует слова, связанные со слухом: «говорить», «молчать», «тихо», «громко». Визуалы делают упор на слова, связанные со зрением: «светло», «темно», «видеть», «смотреть». Кинестетики описывают свои жесты и чувства: «трогать», «держать», «жарко», «холодно». А вот дигиталы (относительно «взрослый» тип, среди детей встречается очень редко) употребляют слова, связанные с логикой: «очевидно», «так и должно быть», «из этого следует».

Ребенок-аудиал погружен в океан звуков. Любит поговорить и поспорить, сочиняет невероятные истории, тонко улавливает интонации, обожает музыку и часто напевает себе под нос, легко заучивает стихи и выразительно декламирует любимых поэтов. На уроках старается быть внимательным, но легко отвлекается на шум и оттого нуждается в тишине и покое. Для него очень важно личное внимание, поэтому такие дети иногда кажутся назойливыми.

Аудиалы хорошо обучаются по аудиокнигам. В лекционном формате они быстро запоминают и точно воспроизводят материал, успевая не только схватить суть, но и вникать в детали, делать из услышанного оригинальные выводы. Эффективному запоминанию способствуют рифмы, повторы, чтение вслух.

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации этим детям рекомендуется проговаривать свои действия.

У визуалов – яркое образное мышление, пространственное воображение, стремление к упорядочиванию и систематизации добытых сведений. Дети отлично разбираются в схемах, графиках, картах и диаграммах, хорошо улавливают динамику процессов и быстро находят правильные решения в проблемных ситуациях.

Усвоение вербальной информации дается визуалу с трудом. Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

А кинестетик просто не может не вертеться и сидеть ровно. Такие дети за 45-минутный урок меняют позу не менее 30 раз и могут сгрызть за неделю несколько карандашей. Ребенок-кинестетик должен все потрогать и пощупать, а в идеале еще и обнюхать и попробовать. У кинестетиков отличная пластика и мышечная память; как правило, они преуспевают в спорте и превосходно танцуют, но в школе таким детям приходится нелегко. Им трудно концентрировать внимание и долго находиться без движения.

Остается всех обрадовать... Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, большинство детей (72%) сегодня можно назвать кинестетиками. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
1537
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3497
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
12248
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8305

Другие новости