Много учебников – это не так страшно. Обидно, если много некачественных. Фото агентства «Москва»
Приказ Министерства просвещения РФ об утверждении новой экспертизы учебников зарегистрирован Министерством юстиции и вступил в силу. Документ определяет, что всю власть над экспертизой теперь берет Минпросвещения РФ. Именно оно вправе назначить свои подведомственные организации на техническое обеспечение и сам процесс экспертизы, включая и подбор экспертов. А окончательное решение о включении того или иного учебника в федеральный перечень будет принимать подконтрольный чиновникам Научно-методический совет по учебникам.
Приказом Минпросвещения от 3 февраля 2020 года из состава Научно-методического совета по учебникам выведены бывший министр Минпросвещения Ольга Васильева и ее бывший зам Татьяна Синюгина. На смену им пришли первый замминистра просвещения РФ Павел Зенькович и чиновники департамента образовательной политики Минпросвещения РФ Эдуард Герасимюк и Антон Четвертков. Во главе Совета вместо Ольги Васильевой встал теперь Павел Зенькович.
Итак, многочисленным спорам об экспертизе вроде бы подведен итог. Кратко напомним, почему вообще возникла эта тема изменений. Все-таки был же там хоть какой-то намек на демократию. Изменения в порядке экспертизы были инициированы еще Ольгой Васильевой. После разделения министерства на два Министерство просвещения стало правопреемником Минобрнауки РФ по вопросу формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях. И оно же завершило изменения в проведении экспертизы. Официальная версия для инициации изменений: процедура экспертизы должна существовать именно в независимом виде, а не проводиться за счет средств издательств. Ситуацию, при которой учебник поступает вместе с рецензией от того же издательства, посчитали порочной практикой.
И действительно, до принятия новой процедуры экспертизы издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу в РАН, РАО, РАНХиГС и других организациях. Получали положительные отзывы, на основании которых их учебник и попадал в федеральный перечень. Перечень этот постоянно расширялся. Но полтора года назад пошли разговоры, что учителя тонут в этом огромном мире учебной литературы, которая к тому же постоянно пополняется. В то время как реально используют 25–30% книг из этого перечня. В результате Минпросвещения поручило экспертам Российской академии образования (РАО) провести дополнительную экспертизу. Поручить РАО дополнительную проверку федерального перечня рекомендовал Научно-методический совет по учебникам. И в РАО проверили 1118 учебников, 788 из них получили положительные заключения, 330 – отрицательные. При этом эксперты РАО на своем собрании заявили, что сама процедура экспертизы должны подвергнуться пересмотру, так как очень несовершенна. И призвали к «всенародному обсуждению» того, какой она должна быть. Была создана комиссия по совершенствованию процедуры экспертизы. Попутно Научному совету РАО по цифровому образованию было поручено еще и подготовить предложения по экспертизе электронных учебников и учебных пособий.
Дальше случилась… временная тишина. Вопросы к Минпросвещения по этой теме отпали, потому что произошла смена кабинета министров. Те, кому следовало бы заниматься темой вплотную, озаботились еще и другими делами. Например, президент РАО Юрий Зинченко сегодня занят в комиссии по поправкам к Конституции и организацией службы психологов. Академикам РАН не до школьных учебников. У них тоже все новое.
И в результате вышло, что экспертиза стала государственной. Вот он лежит, утвержденный текст нынешнего приказа. В главе про экспертов, которые проверяют издание перед включением в федеральный перечень, написали, что теперь они будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому дали добро. Их имена и фамилии издатель будет обязан опубликовать на обороте титульного листа. Если рецензент вдруг пропустит ошибки, отвечать будет наравне с авторами некачественного пособия. Появилась еще одна норма – экспертное заключение всем учебникам будет выдаваться сроком на пять лет. Это нужно для того, чтобы информация была актуальной и регулярно обновлялась. Ну и прочие моменты, которые порадовали бы прежде всего самих чиновников. Прописано все детально. Все серьезно. Целый том указаний.
Справедливости ради напомним, что, как только проект экспертизы вышел из-под пера, представители Российской академии наук (РАН), эксперты в сфере образования и депутаты Госдумы выступили с критикой в адрес Министерства просвещения России из-за внесенных изменений в действующий порядок экспертизы. По мнению известного психолога Александра Асмолова, тот факт, что процесс проведения экспертизы учебников теперь будет сконцентрирован исключительно в руках Минпросвещения, может привести к ухудшению качества контента учебников, а также еще большей монополизации рынка. Сами авторы учебников приводили примеры, что уже в результате зачисток федерального списка учебников, резко поменялось соотношение количества учебников в пользу одного из издательств. В Минпросвещения тем не менее реагировали на отрицательные отзывы спокойно, заявляя, что после принятия изменений в проведении экспертизы беспокоиться за качество учебников уже не придется, потому что государство берет на себя ответственность за учебники и сможет непредвзято подойти к этому вопросу. Кстати, нынешний министр просвещения РФ Сергей Кравцов вывел себя из состава научно-методического совета по учебникам. Смысла нет. Все равно вся власть над учебниками принадлежит его ведомству.
И все равно новая экспертиза не всех устраивает. Депутат Госдумы РФ Олег Смолин, например, считает, что необходимо сделать экспертизу не зависимой не только от издательств, но и от Минпросвещения.
комментарии(0)