Взрослые порой и не подозревают, какому унижению подвергаются дети в соцсетях. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Самым опасным видом буллинга психологи считают травлю в интернете. Жертве некуда скрыться, а родители нередко даже не подозревают о ситуации. Потому что все это происходит в «детских» сообществах, куда взрослые не вхожи. И вдобавок оказывается, что с такой травлей в той или иной форме сталкивались 72% подростков.
Психолог, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Солдатова называет такую классификацию онлайн-агрессии по типу и форме агрессивных проявлений. В интернете встречается сегодня: хейтинг, троллинг, флэйминг, кибербуллинг и киберсталкинг, иногда также дополняют такими формами, как грифинг и секстинг.
Кибербуллинг (cyberbulling) – это целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый кому-то с использованием интернет-технологий, компьютеров, гаджетов и других электронных девайсов.
Троллинг (cyber trolls) – это ситуации, когда именно агрессоры публикуют негативную, тревожащую информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям.
Хейтинг (hate) – это негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.
Флэйминг (flaming) – это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях. Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk – преследовать, выслеживать) – использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи.
Грифинг (griefers) – это процесс, в котором игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других. Их можно узнать по брани, блокировании отдельных областей игры и открытому мошенничеству в игре. Они могут использовать более опасные методы воздействия на играющего (например, разместить специально созданную мигающую панель с движущимися объектами, провоцирующую у игроков эпилептический приступ).
Секстинг (sexting) – это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг, считает Солдатова.
Сотрудники Высшей школы экономики (ВШЭ НИУ) Александра Бочавер, Кирилл Хломов и Денис Давыдов изучили, насколько распространена онлайн-агрессия в школах РФ, как подростки воспринимают ее, и сделали удручающий вывод: ситуации кибербуллинга – это часть школьной повседневности. Самая распространенная форма прессинга, по их мнению, – это грубые комментарии. Далее следуют оскорбительные картинки (обычно в социальных сетях) и сплетни. Почти одинаково часто встречаются угрозы в соцсетях, попытки выдать себя за другого и оскорбительные видео.
Главная площадка кибербуллинга – соцсети «ВКонтакте». Она пользуется популярностью у подростков и молодежи. Этот канал назвали 40% опрошенных. Затем с большим отрывом идут видеохостинг YouTube, и уже затем – чаты, многопользовательские онлайн-игры.
Главная особенность онлайн-агрессии в том, что от нее сложно уклониться в отличие от обычного буллинга. С этой агрессией ученик может столкнуться везде и чуть ли не круглосуточно. Просто потому, что подростки практически «живут» в сети. Киберагрессия может иметь больший резонанс по сравнению с обычным буллингом. У нее неограниченное число свидетелей в отличие от того же «очного» буллинга. Причем, как отмечают исследователи, количество просмотров, лайков, комментариев не всегда говорит об истинных масштабах происшествия. Вместе с тем для взрослых такие истории могут быть незаметны. Кибертравля идет в детских сообществах, и взрослые не могут вмешаться в историю своевременно. Да и подростки не спешат открыто делиться с родителями, что с ними произошло. Родители могут реагировать на ситуацию не так, как хотели бы дети. Например, взрослые могут отобрать у ребенка гаджеты. А это для него еще хуже, потому что есть очень сильная привязка к киберсообществу.
В случае онлайн-травли большая часть школьников горит желанием отомстить обидчикам. Но многие жертвы признались, что чувствовали себя растерянными, испытывали стыд и отвращение к себе. И уходили в себя. В то же время, отмечают исследователи, немало школьников, которые довольно терпимо относятся к кибертравле. Быстро взрослея, подростки, по-видимому, свыкаются с этим явлением. Почти 30% считают такую ситуацию рядовой (в пятом классе таковых 9%). Интересна и другая цифра. Почти 40% учащихся побывали и в роли жертвы и в роли буллера.
Тем не менее возводить кибербуллинг в ранг «заурядного» не стоит, разрушительная сила его огромна. Причем плохи последствия для всех: и для участников конфликта, и для наблюдателей. Дело в том, что анонимность в Сети повышает уверенность агрессора в себе. Обидчик морально отстраняется от жертвы, ощущает безнаказанность и может перейти все границы. Жертва для обидчика представляется некой абстракцией. В перспективе инициаторы травли могут лишиться способности к сочувствию, привыкают унижать людей и решать проблемы силовым путем.
Жертвы же испытывают сильные негативные переживания: депрессию, злость, страх, фрустрацию. Велики риски снижения самооценки. Дети, подвергшиеся нападкам, испытывают трудности с учебой и общением. Есть связь между травлей в интернете и «самоповреждением, суицидальными наклонностями и попытками», отмечают исследователи.
Профилактику кибербуллинга психологи советуют проводить уже с младшими подростками. Со старшеклассниками стоит устраивать тренинги в виде работы с групповыми мнениями, социальными представлениями и рефлексией.
комментарии(0)