0
4111
Газета Образование Печатная версия

29.01.2020 18:30:00

Родители не спешат переводить детей в "хорошие" школы

За дополнительные занятия и репетиторов по-прежнему платят, и много

Тэги: дети, образование, дополнительные занятия, репетиторство, ранхигс, статистика


16-8-2350.jpg
Молодые родители радуют своим
внимательным отношением к развитию
ребенка. Фото Pixabay
Достаточно тревожную статистику представили исследователи из Российской академии народного хозяйства (Татьяна Клячко, РАНХиГС). Согласно этим данным, в последние десятилетия родители стали уделять большее внимание вопросам дошкольного и школьного образования своих детей. Но... почти 43% родителей оплачивают посещение дополнительных занятий. Цифра достаточно большая. Притом что опрос проводился среди родителей школьников, учителей и директоров школ в городах и сельских районах Псковской, Самарской и Ярославской областей, то есть не самых богатых районов РФ.

Исследование также показало, что сегодня родители школьников, по их собственной оценке, активно участвуют в обучении своих детей. Более 70% участников исследования отметили, что приложили усилия к выбору хорошей школы, регулярно обсуждают с учителями успеваемость своих детей и помогают школьникам в выполнении домашних заданий. Но... более четверти семей нанимают репетиторов. Прогноз таков: репетиторов будет в будущем еще больше. Например, обязательный ЕГЭ по-английскому просто вынудит продвинутых родителей обратиться к носителям языка. Кстати, наши эксперты считают, что заметную роль здесь сыграет онлайн-репетиторство.

Эксперты Президентской академии разделили опрашиваемых родителей по трем поколениям: «цифровое поколение» – 23–29 лет, «миллениалы» – 31–36 лет, «реформенное поколение» – 41–46 лет. Оказалось, что представители «цифрового поколения» чаще по сравнению с другими возрастными группами посещали занятия по подготовке к школе и занимались в дошкольные годы иностранными языками. «Сегодня родители верят в необходимость раннего развития своих детей и стремятся создать для этого все условия еще до поступления ребенка в школу. Возможностей дополнительного дошкольного образования становится все больше. Вполне естественно, что родители стремятся дать детям возможность еще в раннем возрасте попробовать себя в разных занятиях и выявить сферы своих интересов. Также естественно и их желание заложить у ребенка крепкую базу для освоения школьных предметов», – дает пояснения директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. Исследователь отмечает, что сами представители «цифрового поколения» также получали больше внимания со стороны своих родителей в течение всех лет школьного обучения. Свыше 34% респондентов из этой возрастной группы указали, что их родители контролировали процесс их обучения и в начальной школе, и в средней, и в старшей. Среди «миллениалов» и «реформенного поколения» таковых оказалось 27,8 и 24,9% соответственно.

Чтобы не платить репетиторам, проще найти сразу хорошую школу. Но хороших школ мало. Да еще оказывается, есть и другая проблема: сами школьники не хотят переходить в хорошие школы. В России в отличие от многих других стран родители обладают довольно широкой свободой выбора школы, считают исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ). Например, ребенка необязательно отдавать в школу по месту жительства. И опросы показывают, что многие семьи и не рассматривают школу, куда ребенок пошел в первый класс, как школу, где он может проучиться до выпуска. Но… 65% школьников российского мегаполиса учатся в одной и той же школе с 1-го по 9-й класс. А 85% обучаются в одном и том же учреждении всю среднюю школу – с 5-го по 9-й класс.

Типы школ также различаются по частоте уходов учеников после 9-го класса, отмечают сотрудники ВШЭ. Гимназии покидают реже, стандартные школы – чаще. Школы с углубленным преподаванием отдельных предметов занимают промежуточное положение. Из гимназий уходят около 11% девятиклассников, из школ с углубленным преподаванием – 19%, а из школ со стандартной программой – свыше трети. Есть различия и в том, куда уходят девятиклассники. Из школ с углубленным преподаванием в другие переходят 5,9%, а в СПО – 13,3%. А из общеобразовательных школ – 7,5% в другие школы и 26,1% в колледжи. Исследователи изучали связь между долей учеников, уходящих в СПО после 9-го класса, и характеристиками школ. Из школ со стандартной программой в среднем 22% девятиклассников уходят учиться в колледжи, и это максимум. В гимназиях и лицеях таких учеников на 14% меньше от референтной группы, в школах с углубленным преподаванием – на 9% меньше.

Несмотря на существующие возможности выбора образовательного маршрута и фактическое многообразие школ, выбор часто не реализуется, обращают наше внимание исследователи. То есть, выбрав раз на старте не самую лучшую школу, родители даже не пробуют перевести ребенка в более успешную. Похоже, это уже можно отнести к национальной черте характера? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
1506
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2338
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2117
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3485

Другие новости