0
7397
Газета Образование Печатная версия

22.01.2020 18:54:00

Заказчиком образования станет ребенок

Эксперты Минпросвещения РФ рассказали о будущем школы

Тэги: минпросвещения, школа, будущее, гайдаровский форум


минпросвещения, школа, будущее, гайдаровский форум Похоже, учить будут чему угодно, только не основным предметам. Фото с сайта www.sc28sav.schoolrm.ru

То, какие представления об образовании у бизнес-элиты и какое настроение преобладает у профсообщества сегодня, показали дискуссии на прошедшем недавно Гайдаровском форуме. Самое время обобщить то важное, что там было сказано о средней общеобразовательной школе.

Так как собрались в Российской академии народного хозяйства при президенте РФ люди деловые, то и разговоры на образовательную тематику пошли о деньгах. О том, как инвестировать в образование. Во что? И на «Деловом завтраке» журнала Forbes (при поддержке группы компаний «Просвещение») Владимир Узун, президент Группы компаний «Просвещение», заметил, что корпоративный сектор чаще всего вкладывается или в систему высшего образования, так как выпускники вузов ближе к работодателю, или в социальные программы. Действительных моделей, по сути, три: это либо благотворительность, либо кредитные инструменты, либо, что очень редко, бизнес-проекты в том смысле, в котором мы привыкли это понимать. Системного инструмента инвестирования, особенно в школьное и дополнительное образование детей, пока нет. Заказчиком образования станет ребенок

Тогда представитель Сколтеха заявил, что на сегодняшний день в России не создана и не создается экономика знаний. Отток специалистов огромен, а потому получается, что государство вкладывает в образование, чтобы подпитывать чужие экономики.

Другие выступающие заметили, что вкладывать, в общем и целом, надо в хорошие школы. В элитное образование. Председатель совета директоров Альфа-Банка Петр Авен считает, что не нужно противопоставлять частные и государственные школы, а следует стремиться к созданию большего числа специальных школ, элитных государственных школ, при поступлении в которые имеет значение талант, а не деньги.

Предприниматель Вадим Мошкович тоже уверен, что инвестиция в 200 млн долл. на проект школы для одаренных и мотивированных детей – это моральный долг для каждого бизнесмена. Если в каждом регионе будет построена такая школа при поддержке частного бизнеса, считает он, то есть возможность выстроить правильную вертикаль адаптации ребенка к высшей школе и профессиональной деятельности через системное планирование траектории своего развития.

Следующие выступления в таком же русле. В общем, инвестируем в элиту. Затем сетуем, что она уезжает из страны. Но новые инвестиции опять направляем в русло помощи элитным школам. Все идет по замкнутому кругу. А мы идем дальше по форуму.

Грустную картину дала панельная дискуссия «Зачем государству школа?». Марина Ракова, на момент проведения мероприятия еще замминистра просвещения, которой слово дали одной из первых, заметила, что школа и общество переживают драматические моменты переформатирования. В чем заключается эта трансформация? Изменяются четыре базовых элемента, на которых зиждется образование в средней школе. Во-первых, меняется заказчик образования. Было государство, будет – ребенок (его интересы). В центр угла образовательной политики будет поставлен ребенок, уверена чиновник. Во-вторых, изменения коснутся содержания образования. За последние годы число знаний настолько увеличилось, что уже не помещаются в голове ребенка. Поэтому задача стоит не в том, чтобы «впихнуть в школьника знания, а в том, чтобы помочь ему ориентироваться в знаниевых потоках». В-третьих, сами знания ребенок может получать необязательно в школе. Есть достаточно много других интересных и подходящих для этого мест. В-четвертых, транслятор знаний – это не учитель, он станет совсем скоро лишь навигатором в мире знаний. В общем, при таком замечательном подходе к образованию уже можно будет осуществлять настоящую «индивидуализацию обучения», о которой сегодня пока только много разговоров, уверена Марина Ракова.

Тезисы Раковой попросили прокомментировать директора столичной школы № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Министерские прогнозы относительно нового «заказчика образования», похоже, нисколько его не напугали. «Лишь бы субсидию государство школам выдавало, – сказал директор Рачевский. «Государство – не заказчик! Очень заманчивая формула, – продолжил он размышлять вслух, – что будет, если не будет госстандартов, не будет госпрограмм? А их не будет, если государство перестанет быть заказчиком образования. Вы же понимаете... Да ничего не будет. В том смысле, что ничего плохого не произойдет!» Даже без министра просвещения со школой, по мнению Ефима Рачевского, ничего не случится. Она все равно продолжит развиваться в заданном однажды направлении.

Еще один тезис от Рачевского – «пора заняться двоечниками». Сегодня по всей стране плодятся центры для одаренных детей, заметил он. Но количество одаренных детей имеет свой предел. Их не может быть по природе больше определенного количества. Рачевский в связи с этим предлагает заняться созданием центров развития двоечников. «У меня как у директора одна мечта – дайте субсидию и не трогайте школу!» – подытожил он свой комментарий. И предложил объявить мораторий на работу «сверху». Пусть школы немного вздохнут свободно.

Мысль Рачевского подхватил Исаак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ. Он напомнил, что РФ располагает гигантской сетью школ. Перенести на нее опыт рейтинговых школ, которые все (будем честны!) «селективные», практически невозможно. Массовая школа к повторению их успеха не готова в принципе. Потому что она набирает себе учеников не по итогам собеседования, а берет всех подряд. В общем, судя по этой дискуссии на форуме, профсообщество устало от «трансформационных» чиновничьих встрясок. И хочет просто работать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1451
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
4258
Нагрузку на школьников все-таки решили снижать

Нагрузку на школьников все-таки решили снижать

Елена Герасимова

Домашнее задание, похоже, намереваются превратить в факультативную деятельность

0
5297
Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
2187

Другие новости