Подавая документы в вуз, абитуриент должен четко понимать, что даст ему бакалавриат. Фото PhotoXPress.ru
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила на заседании президиума Совета законодателей, что не считает естественным деление высшего образования на бакалавриат и магистратуру. По ее мнению, нужно изучить это вопрос досконально и уже потом решить, стоит ли их оставлять в системе высшего образования. Также она предложила создать комиссию для решения данной проблемы, куда бы вошли представители профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, а также профильных министерств.
Ирину Яровую смутили прежде всего цифры. На бакалавров вузы выделяют одно количество бюджетных мест, для магистров мест существенно меньше. К примеру, на 2020–2021 годы на бюджетные места в бакалавриат заявлено 312 тыс. мест, а на магистратуру 116 тыс. Как считает Яровая, такая ситуация является не чем иным, как «понуждением к платному образованию». Ведь не каждый отучившийся на бакалавра на бюджете сможет обеспечить себе высшее образование. Кроме того, есть много специальностей, по которым бакалавра на работу просто не возьмут. «Получается, это недообразование», – заключила она.
Все это замечательно, жаль только, что вопрос о целесообразности деления на бакалавриат и магистратуру Ирина Яровая не подняла ранее, а начала действовать лишь после того, как Владимир Путин на заседании совета подверг сомнениям эффективность этой схемы для подготовки учителей русского языка. «Позднее зажигание» заставляет усомниться в искренней заинтересованности депутата Яровой в данном вопросе. Напомним также, что еще ранее министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что бакалавриата явно недостаточно для обучения гуманитариев, что это, по сути, «неоконченное высшее образование». В общем, получив «отмашку» от высокопоставленных лиц, Ирина Яровая решила поискать ответ на этот вопрос.
В современном виде двухступенчатая система появилась в конце XX века. Название свое она получила от Болонского университета, одного из старейших в мире. В 1986 году именно оттуда прозвучали первые призывы унифицировать европейскую систему образования. А в 1999-м два десятка европейских стран подписали Болонскую декларацию, в которой было несколько ключевых пунктов. Один из них подразумевал создание в государствах-подписантах двухступенчатой системы квалификаций: первая (три-четыре года обучения) выпускала студентов с дипломом бакалавра, вторая (один-два года) – с дипломом магистра. К 2005 году система оформилась окончательно – официально появилась кредитно-балльная система оценок, что позволила бы студентам беспрепятственно переходить из вуза в вуз, не обнуляя свои результаты.
Вернемся теперь к нашим баранам. И напомним, что вопрос бакалавриата и магистратуры – один из ключевых в споре «либералов» и «традиционалистов» в сфере образования. Так же как и вопрос ЕГЭ, он встречал и встречает жесткое сопротивление части профессионального сообщества. Основная критика касается того, что подобное деление рождает класс «высоких управленцев» и «низший класс», обученный им подчиняться. Это обеспечивает временную управляемость, по мнению оппонентов системы, но блокирует дальнейшее развитие, так как не допускает массового творчества.
Еще «традиционалисты» считают, что на специалитете (5 лет обучения) студенты первые два курса получали общие знания, а потом три года занимались специальностью. А Болонская система (деление на бакалавриат и магистратуру) удлинила время получения общих знаний вдвое – до четырех лет, а специализацию сократила в полтора раза – до двух лет. Работать стало можно уже после получения общих знаний – в качестве бакалавра, а магистратура становится все более платной. И это ограничивает значительную часть студентов в продолжении образования.
Разумеется, своя правда есть и у апологетов двухступенчатой системы высшего образования. Они считают, что специалитет как пережиток советского строя возник не от хорошей жизни. Система предусматривала, что в первые годы студентам преподавали бы фундаментальные основы, чтобы человек знал и видел все в своей сфере. И это - чисто советское явление. Ведь во многих странах Запада такого не встретишь, чтобы человек мог управлять чем угодно. Ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов, поддерживая линию двухступенчатой системы, видит всю ситуацию в будущем так: «Бакалавриат скорее всего станет площадкой для фундаментальных знаний. Магистратура или ординатура открывает доступ к профессии, а подготовка по конкретным квалификациям перемещается на рынок микростепеней, предлагаемых в том числе фирмами – разработчиками технологий».
А собеседник «НГ» из академической среды, пожелавший остаться неизвестным, считает, что возникший вдруг сегодня вопрос о целесообразности бакалавриата может свидетельствовать о том, что о растущем недовольстве общества настоящим положением дел в высшем образовании стало известно «наверху». Уже очевидно для всех, что качественное высшее образование становится фактически платным, более недоступным для большинства и резко сегментированным на образование для всех и для элиты. И более неприятным здесь является то, что создание наиболее выгодных условий для обучения элиты происходит за счет налогоплательщиков. «Одни университеты жируют, обустраивают свою жизнь, чтобы потом брать за все это немалые деньги со студентов, а другие тянут лямку, храня традиции. Теперь их еще призывают сосредоточиться на выпуске бакалавров – «недоучек», не помышляя больше ни о чем, – подчеркнул он.
Впрочем, вникать так глубоко в обозначенную проблему, судя по настроению депутата Яровой, никто не собирается. Предложение ее состоит в том, чтобы магистратуре выделили больший процент мест от бюджета. А это как раз реально.
комментарии(0)