Юное поколение уже невозможно себе представить иначе, как со смартфоном в руке. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Результаты исследования проекта «Организация и проведение серии мероприятий среди школьников и студентов по обсуждению актуальных точек развития личности в условиях цифровизации экономики и образования» обсудили участники круглого стола на тему: «Дети в цифровом мире: запрещать? Разрешать? Воспитывать?» Конференция прошла в агентстве «Россия сегодня». Первый этап проекта – опрос среди школьников и студентов о гаджетах, интернете, образовании и зависимости. В нем приняло участие более 15 тыс. учащихся из 8 федеральных округов. Второй этап состоится в мае 2020 года.
Позиция Минпросвещения по этому вопросу однозначна. Оно рекомендует отказаться от гаджетов на уроках. Летом были оглашены результаты исследований РАНХиГС по использованию гаджетов. Согласно этим данным, 61% школьников, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов во время уроков. Оказалось, почти одинаковое количество школьников (32%) и студентов (33%) считают, что проблема зависимости от гаджетов и цифровых устройств у современной молодежи стоит остро. Школьники (41%) и студенты (49%) используют примерно одинаковое количество времени на гаджеты при подготовке к учебным занятиям. Современному поколению без разницы, где общаться (онлайн или живое общение) с друзьями и близкими: школьники – 74%, студенты– 71%. И большинство школьников (53%), студентов (63%) используют гаджеты для личных целей более трех часов в день.
Еще, как сообщила недавно министр просвещения РФ Ольга Васильева, на сегодняшний день российский школьник сидит за компьютером на шесть часов дольше, чем американский сверстник. И эксперты считают, что ребенок, сидящий за компьютером два раза в неделю, «дает значительно больше результатов, чем тот, который сидит чаще».
Опираясь на полученные данные, Минпросвещения обозначило свою четкую позицию – запретить! Произошло это летом. А недавно на пресс-завтраке Ольга Васильева отчиталась о том, как восприняли рекомендацию регионы. По ее словам, 10 628 школ – то есть примерно каждая четвертая – ограничили использование телефонов во время уроков. Северная Осетия, Ингушетия, Белгородская область – 100% школ. Камчатский край – 37,5%, Магаданская область – 53,3%, Пермский край – 58,8%, Республика Марий Эл – 63,8%, Удмуртская Республика – 60,9%, Кемеровская область – 67,3%, Курганская область – 50,9%, Свердловская область – 65,3%.
Судя по реплике Ольги Васильевой, министерство продолжит курс на ограничение употребления гаджетов. Тем более что есть на чей опыт можно опираться в данном вопросе. Парламентом Франции принят закон о запрете использования мобильных телефонов и других средств связи в начальных и средних классах общеобразовательной школы. «Я думаю, что французы, прежде чем принимать его, долго это обдумывали», – заявила Ольга Васильева. Кроме того, время работы с экраном строго ограничено в Китае и Сингапуре, напомнила она.
Также участники круглого стола в «России сегодня» пытались найти ответ на вопрос: использование гаджетов – польза или вред? «Мы хорошо понимаем, что поколение Z, которому сейчас не больше 18 лет, родились уже с гаджетами в руках. Если мы уберем смартфон – это как ручку забрать у человека, которому надо что-то писать. Это уже такая данность, которую мы должны принять», – заявила декан факультета социологии РГСУ (Москва) Дина Танатова.
«Задача взрослых в том, чтобы поставить такие задачи, где для ребенка это средство будет адекватным, эффективным, полезным. Тогда все будет классно. Если мы не поставим таких целей, все будет ужасно. Но компьютер здесь ни при чем», – отметила ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Ирина Улановская.
Психотерапевт в ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» Департамента здравоохранения Москвы Игорь Орлов отметил, что, когда человек использует гаджет, он переключается в режим многозадачности. В таком режиме мозг работает максимально неэффективно, потому что не может выполнять одновременно две задачи. Когда человек много раз переключается с одной задачи на другую, то он истощается. И эффективность интеллектуальной деятельности в этом случае значительно снижается. Поэтому есть перемена между занятиями в школе. Но когда эта перемена будет использоваться для того, чтобы пролистать свои соцсети, то все забудут, о чем у нас только что велась речь. Снижается таким способом эффективность образования», – подчеркнул он.
комментарии(0)