Фото pixabay.com
Международный день борьбы с коррупцией побудил высказаться на волнующую тему чиновников и депутатов. Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков заявил, что получил около 600 обращений с жалобами на коррупцию в вузах в 2019 году. По его словам, в уходящем году подобных обращений оказалось меньше, чем за тот же период в 2018 году. Тем не менее расслабляться не следует, и депутаты Госдумы РФ тут же предложили ввести в вузах и школах курс дисциплин против коррупции. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев предложил подумать о предмете «Основы антикоррупционной политики», а в вузах – об антикоррупционном праве.
«Чтобы у молодежи начинало возникать антикоррупционное правосознание, неприятие коррупции. Чтобы само упоминание о коррупции, о некоем стимулировании уже вызывало отторжение», – приводит слова Василия Пискарева агентство городских новостей «Москва». А член Общественной палаты РФ Галина Дзюба на это заявила, что в регионах подобная внеклассная работа уже проводится.
Когда заходит разговор о коррупции, то население чаще всего называют в рядах первых взяточников работников ГИББД, врачей и преподавателей вузов. Правоохранительные органы считают коррупционными сферы образования и здравоохранения. Коррупции дают бой и чиновники, и силовики. Причем претензии у них, как оказывается, ни к «низшему звену». «У нас нет претензий к врачам и учителям. Это очень уважаемые и нужные профессии, но есть вопросы к самой системе организации работы в этих сферах, порождающих коррупционные риски, – цитируют казанские СМИ прокурора Татарстана Илдуса Нафикова, выступившего на днях с докладом на совещании, где шел разговор о коррупции.
Например, что касается школы, то напрямую взятки сегодня уже мало кто решится взять. Ряд громких уголовных дел, фигурантами которых выступали директора школ, ректоры вузов и даже министры образования некоторых областей, принудил людей действовать более осторожно. Зачем брать взятку напрямую и подставлять себя под удар, когда можно организовать сбор средств на нужды школы? И дальше тратить их уже по своему усмотрению. По словам президента Татарстана Рустама Минниханова, за счет таких накоплений руководители ряда образовательных учреждений республики не только оплачивают себе мобильную связь: «А недавно умудрились и вовсе организовать корпоративный выезд в Объединенные Арабские Эмираты за 570 тыс. руб.». То есть проблема сегодня даже не в той плоскости, «сколько можно кошмарить родителей сбором средств на нужды?», а в том, что сегодня невозможно отследить расходы администраций школ. Школы автономны. Расходование внебюджетных средств бесконтрольно.
Второй момент заключается в неравномерности доступности качественного образования. По-прежнему есть школы, куда попасть нелегко. В общем, «антикоррупционное правосознание» – это хорошо. Плохо, что условия не благоприятствуют.
Столь же очевидны и причины возникновения коррупции в студенческой среде. Если студент выбирает не вуз своей мечты, означает, что его отношение к учебе носит формальный характер. Учится он так себе – отсюда закономерно возникновение страха из-за возможного отчисления и получения отрицательных оценок. Вопрос «Давать взятку или не давать?» обычно решается в пользу первого варианта. «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» в своем исследовании о вузах, основанном на студенческих отзывах – интернет-сливах (студенты могли пожаловаться на свой вуз, похвалить его или просто рассказать о нем), отмечает, что в этом году 35% «сливов» были «отрицательными», 43% – «положительными» и 22% – «нейтральными». И это чуть-чуть лучше результатов прошлого года.
В выводах опрашиваемые также сообщают, что значительная часть студентов положительно относится к возможности сэкономить время и силы и не учить весь необходимый материал в рамках учебных дисциплин. За эту возможность они с радостью готовы отдать определенную денежную сумму. И аргументируют свое поведение следующим образом. «У меня нет времени готовиться к экзаменам, я работаю». Или «эта дисциплина все равно никак не связана с моей специальностью и не пригодится в практической профессиональной деятельности».
Что касается взяточничества преподавателей, то здесь принято считать, что причины взяточничества лежат в стремлении вузов улучшить показатели своей деятельности, в недостаточном бюджетном финансировании высших университетов и, разумеется, в низкой заработной плате преподавателей и прочих вузовских работников.
Вводить такую дисциплину, как антикоррупционное право, конечно, можно. Риск здесь есть в формальном подходе к преподаванию. Пока студент не проникнется «идеей» новой дисциплины, все бессмысленно. Потому что сегодня коррупционная модель поведения фактически принята студенческим населением в качестве нормы.
комментарии(0)