Международных исследователей интересуют прежде всего знания подростков. Фото с сайта www.obrazovanie-ruza.ru
Опубликованы результаты международного сравнительного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), оценивающего грамотность школьников в разных странах мира. Мировой лидер, судя по результатам, сменился. Сингапур уступил место Китаю. Россия топчется на месте, и только Москва рвется вперед.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в разных странах мира, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Тест проводит Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями при участии национальных центров. Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии, Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций. Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года и проверяет читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. PISA была разработана в 1997 году. А в 2000 году в ней уже участвовали 26 тыс. учеников из 32 стран.
Россия тоже тогда принимала участие и показала следующие результаты: по чтению 462 балла (27-е место), по математике – 478 баллов, по научной грамотности – 460 баллов. Прошло 19 лет. И нынешний итог выглядит так: по чтению у нас 479 баллов (26-е место), по математике – 494 балла (23-е место). По научной грамотности – 487 баллов (32-е место). Особого роста нет. Но нет и опускания на более низкие позиции. Что такое хороший рост, можно понять на примере Китая. В 2015 году по естественно-научной грамотности он был на 10-м месте. По математике – на 6-м. По чтению – на 27-м. Сегодня Китай – уже лидер во всех этих областях.
Радует результатами сегодня только Москва. Столица не довольствуется положением в общем списке и заказывает вот уже второй раз подряд отдельное исследование. Согласно результатам этого года, Москва вошла в число мировых лидеров. Об этом журналистам сообщила заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Москвичи оказались на третьем месте по уровню читательской грамотности. При этом прежние замечательные показатели еще и улучшены. «По читательской грамотности мы с 6-го места попали в тройку. По математической грамотности Москва занимает 5-е место, а до этого было 6-е. По естественной грамотности Москва с 12-го переместилась на 6-е место. По двум параметрам мы в два раза улучшили свои позиции и по математической грамотности уверенно двигаемся вперед», – сообщила заммэра.
Минпросвещения в связи с событием выпустило пресс-релиз, где сообщается, что в PISA приняли участие около 600 тыс. учащихся из 79 стран мира, в том числе 7600 учащихся из 43 регионов России. В основном это школьники 9-х классов (больше 80%), а также учащиеся 7–8-х и 10–11-х классов, студенты образовательных организаций среднего профессионального образования. Ученики проходили на компьютерах тест, который включал задания нового типа – интерактивные задачи по читательской грамотности. В представленном итоговом докладе о результатах PISA-2018 говорится, что с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов. По сообщению Минпросвещения, это отмечено в международном отчете как «позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности». С 2003 года на 20 баллов повысились результаты РФ и в математической грамотности. По естественно-научной, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (18 из 79), в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях, сообщается в пресс-релизе Минпросвещения.
комментарии(0)