0
5628
Газета Образование Печатная версия

04.12.2019 18:48:00

Почему так важна академическая мобильность

Молодежь из стран СНГ все больше предпочитает интегрироваться в ЕС не через российские вузы, а через Прибалтику и Польшу

Ксения Короткова

Об авторе: Ксения Короткова – начальник информационного обеспечения международной деятельности и рекрутинга иностранных студентов РАНХиГС.

Тэги: высшее образование, иностранные студенты, оэср, вто, ртс, академическая мобильность


высшее образование, иностранные студенты, оэср, вто, ртс, академическая мобильность Модель глобальной регионализации усиливает конкуренцию за международных студентов. Фото Pixabay

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2019 год, Россия принимает 6% международных студентов по программам высшего образования (включая аспирантуру) и 9% международных бакалавров. Этот показатель планируется увеличить за счет реализации федерального проекта «Экспорт образования». Согласно этому документу, количество иностранцев, обучающихся в российских образовательных и научных организациях, должно вырасти вдвое.

По данным ВТО на 1 сентября 2019 года, действуют 302 региональных торговых соглашения (РТС). Они соответствуют 481 уведомлению от членов ВТО, включая соглашения на поставку товаров, услуг и образцов. Устойчивая тенденция к использованию РТС в качестве инструмента преодоления торговых барьеров свидетельствует об устоявшемся движении к так называемой регионализации образования. Что это означает?

Государства передают часть полномочий и суверенитета наднациональным (субрегиональным) организациям, формируя таким образом своего рода «кружки по интересам». Взаимодействие таких региональных объединений во многом определяет современный геополитический баланс. В этом смысле архетипичный глобальный регион – Европейский союз. В другой части Евразии высочайшие темпы интеграции демонстрируют страны – члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. АСЕАН – это шестая экономика мира с совокупным ВВП 2,5 трлн долл. и темпом роста в 5,4%.

Процессы региональной интеграции не ограничиваются экономическим взаимодействием и активно используют социальные механизмы. В том числе образование. Первым таким механизмом стал Болонский процесс, направленный на гармонизацию систем европейского высшего образования.

Идея не отличалась новизной: вопросы развития студенческой мобильности и признания документов об образовании обсуждались еще с 50-х годов прошлого века. Однако впервые в рамках Болонского процесса удалось объединить системы высшего образования в соответствии с моделью, согласованной на региональном уровне.

Азиатский аналогичный механизм – Справочная структура квалификаций АСЕАН (AQRF) – был утвержден лишь в 2016 году. Но сегодня уже активно развиваются региональные университеты. Например, Университет Наланда, восстановленный по инициативе Восточноазиатского саммита, образовательные хабы Гонгконга и ОАЭ, создаются межрегиональные коммуникационные платформы развития студенческой и профессиональной мобильности, как на площадке форума «Азия–Европа» (АСЕМ).

Академическая мобильность – инструмент одновременно формирования национальной идентичности и усиления интеграции. Именно такая идея легла в основу программ академической мобильности Erasmus. Ежегодный обзор образования ОЭСР подтверждает, что 8 из 10 мобильных студентов Европы (порядка 75%) не покидают Евросоюз. Схожая тенденция наблюдается и в Азии: большая часть студентов остаются в регионе. Паттерн сохраняется для Латинской Америки и Карибского региона; для Африки, где 81% мобильных студентов отправляются в ЮАР.

В борьбе за иностранных студентов Россия удерживает седьмое место в мире, пропуская вперед Австралию, Канаду, Великобританию, США (совокупно принимающих 40% международных студентов), Францию и Германию. Безусловными лидерами среди иностранцев в России остаются выходцы из Казахстана. Порядка 40 тыс. казахских студентов обучались в 2016/17 учебном году на программах высшего образования. К лидерам также относятся КНР, Туркмения, Узбекистан и Украина. Последняя, однако, на фоне обостренной политической ситуации демонстрирует убывающую динамику – большая часть украинских студентов выбирают университеты Польши.

Чтобы увеличить количество иностранных студентов, нужно делать ставку на региональное сотрудничество со странами ЕАЭС, ШОС и СНГ с прицелом на сопряжение с Экономическим поясом Шелкового пути. Важно использовать преимущества исторической взаимосвязанности, чтобы не потерять эти рынки. Ведь риски велики. Возьмем пример Белоруссии.

По данным ЮНЕСКО, в 2017 году за рубежом обучалось 22 412 белорусских студентов. Из них 15 765 – в России. При этом в 2014 году в России обучались 24 916 белорусских студентов. Здесь, безусловно, стоит отметить, что общий уровень мобильности белорусских студентов с 2013 года снизился более чем на 40%. Однако количество поступающих из Белоруссии в российские образовательные организации стагнирует. Страны Центральной Европы (Польша, Венгрия, Румыния) и Прибалтики воспринимаются как «окно в Европу» и с этой точки зрения создают конкуренцию экспорту российского образования.

Серьезная проблема для освоения и удержания международных образовательных рынков – архаичная система финансирования входящей студенческой мобильности. В частности, действующее финансирование за счет правительственных квот покрывает только расходы на обучение. Средства на проживание студент должен изыскивать самостоятельно. Лишь немногие российские университеты выделяют стипендии иностранным студентам.

Вместе с тем исследования показывают, что общее прямое, косвенное и индуцированное воздействие на экономику Великобритании, связанное с пребыванием международного студента, составило 29 тыс. и 52 тыс. фунтов для студента из ЕС и не из ЕС соответственно. Годовая стипендия, выделяемая иностранным студентам на конкурсной основе, составляет порядка 5 тыс. фунтов в год. Эффективность механизма очевидна.

Модель глобальной регионализации усиливает конкуренцию за международных студентов. Углубление интеграции внутри сложившихся глобальных регионов сокращает количество открытых рынков. В этой ситуации критически важно осознать и эффективно использовать конкурентные преимущества российского образования – территориальную распределенность и историко-культурные взаимосвязи.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 23.12.24

0
1035
4. Немецкий автопром проиграл конкурентам из Китая на собственном рынке

4. Немецкий автопром проиграл конкурентам из Китая на собственном рынке

Евросоюз пытается спасти внутреннее производство за счет таможенных барьеров

0
1401
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1283
США включили зеленый свет Узбекистану на членство в ВТО

США включили зеленый свет Узбекистану на членство в ВТО

Виктория Панфилова

Президент Мирзиёев обещает поддержку национальному бизнесу

0
1140

Другие новости