Сегодня все силы брошены на разработку искусственного интеллекта. Фото агентства «Москва»
Замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе круглого стола «Мифы о ЕГЭ» нарисовал картину «далекого будущего ЕГЭ». «Говорят: надо отменить ЕГЭ, – рассказал он. – Мы задаем вопрос: а на что поменять? Эксперты, которые заявляют об этом, молчат в ответ. Мы изучали опыт других стран. Они все находятся в таком же поиске… Все сегодня думают, как использовать искусственный интеллект».
Он также напомнил присутствующим, что Рособрнадзор работает в сотрудничестве с несколькими группами, в которых подобные вещи серьезно обсуждаются. «Все говорят о том, что должно быть серьезное портфолио с достижениями с первого по выпускной класс, – заявил также он, – но пока, кроме разговоров, конкретного решения ни у одной ведущей страны в мире в сфере образования нет. Везде есть экзамены…» Представители Рособнадзора, конечно, не исключают возможности использования «цифрового следа» в будущем: «…Чтобы понять, что тот или иной молодой человек без экзаменов мог бы быть зачислен в любой из вузов, и это ни у кого не вызывало бы сомнений». Но это далекая перспектива, которую Рособрнадзор пока «рассматривает осторожно».
Зато «цифра» уже четко обозначила свои контуры при контроле за вверенным Рособрнадзору контингентом. В будущем он только усилится. Недавно директор Федерального института педагогических измерений ФИПИ Оксана Решетникова сделала заявление, что в будущем проверка всех ответов ЕГЭ, включая развернутые, будет проводиться с помощью искусственного интеллекта. Да и сам Рособрнадзор не исключал, что после перевода экзаменов в компьютерную форму станет возможна «автоматическая генерация индивидуальных вариантов контрольных измерительных материалов». И не секрет, что главная цель в будущем – проверку всех заданий государственной итоговой аттестации переложить на интеллектуальные машины.
«В этом году… мы впервые использовали искусственный интеллект при анализе работы итогов единого государственного экзамена. Все работы, все творческие части, по всем предметам абсолютно – 4 с лишним миллиона, которые у нас отсканированы, – были пропущены через эту программу, и мы на первоначальном этапе выявили 75 работ из разных регионов Российской Федерации, где почерки не совпадали, по мнению искусственного интеллекта», – подчеркнул Анзор Музаев. Он также сообщил, что данные об этих подозрительных работах Рособрнадзор передал в Следственный комитет.
А ближе к 2021 году в российских вузах появится цифровая система, способная отслеживать успеваемость студентов. По словам разработчиков, главная задача сервиса на базе искусственного интеллекта – предупреждение студента о возможном отчислении. Система будет работать на основе сбора его «цифрового следа». И будет включать поведение студента на лекциях (посещаемость, опоздания), оцифрованные конспекты, переписку с преподавателями, частоту входа в систему управления обучением (LMS), которая есть в каждом вузе, активность на внутривузовских форумах. Искусственный интеллект станет также давать рекомендации по отчислению студентов из вузов.
Просто замечательно. Только, боюсь, сразу возникнет проблема – как потом поменять решение, принятое на основе рекомендации искусственного интеллекта? А без этого уж точно не обойдется. Сразу же вспоминается момент из современной истории Китая. Приведу в пример недавнее сообщение из обзора зарубежной прессы. В нем говорится, что в Китае постепенно отказываются от использования искусственного интеллекта, который помогает выявлять коррумпированных чиновников и их коллег. Проверочную систему запустили в 2012 году в 30 населенных пунктах. Система сопоставляет сведения о доходах и расходах с материалами о проведении государственных тендеров. За все прошедшие годы она охватила менее 1% от всех служащих, но при этом выявила 8721 правонарушение. О всех обнаруженных несоответствиях информация поступает мгновенно. По итогам мониторинга часть чиновников посадили в тюрьмы. И сегодня дело стопорится. Чиновники перестали давать данные о своих доходах.
В общем, цифровое совершенствование функций контроля должно бы идти параллельно с поступательным и прогрессивным развитием самой системы высшего образования в стране, а также с улучшением условий быта студентов и качества их обучения. Иначе все станет совсем бессмысленным…
комментарии(1)
0
Анатолий 14:19 29.11.2019
"ЕГЭ». «Говорят: надо отменить ЕГЭ, – рассказал он. – Мы задаем вопрос: а на что поменять?" Чем выше должность, тем абсурднее предложения. Властям нужно черпать информацию от опытных рядовых учителей, а не от чиновников, которые далеки от практической педагогики. Большинство учителей и даже министр О.Васильевна убедились, что ЕГЭ от школы нужно отделить. Школьные аттестаты нужно выдавать по школьной аттестации. Получил учащийся аттестат и выбирает- сдавать ему ЕГЭ или идти на курсы рабочих профе