0
3995
Газета Образование Печатная версия

20.11.2019 18:48:00

Мы скоро все придем к индивидуализации обучения

Только 15% студентов онлайн-университетов доходят до конца курса

Ксения Короткова

Об авторе: Ксения Короткова – Начальник отдела информационного обеспечения международной деятельности и рекрутинга иностранных студентов Управления международного развития РФ (РАНХиГС).

Тэги: образование, индивидуализация, онлайн, цифровая экономика


образование, индивидуализация, онлайн, цифровая экономика Персональная траектория образования скоро станет реальностью. Фото Pixabay

Тогда как средний охват населения высшим образованием в странах ОЭСР, по данным на 2018 год, составляет 36,9%, говорить о всеохватном и справедливом образовании на протяжении жизни для всех пока преждевременно. Серьезно помочь в этом вопросе может онлайн-образование. Но здесь есть пока свои проблемы.

В начале 2019 года агентство We are Social опубликовало отчет, согласно которому число людей, ежедневно пользующихся интернетом, впервые превысило 1 млрд. Совокупное число интернет-пользователей – 4,39 млрд, или 57% населения планеты (прирост по сравнению с 2018 годом – 9%). По данным Международного союза электросвязи (ITU) от декабря 2018 года, 96% населения планеты живут в зоне мобильного покрытия и 90% имеют доступ к скоростному 3G-интернету. Исследование рынка онлайн-образования показало, что совокупный объем мирового рынка образования составляет около 5 трлн долл. с потенциалом ежегодного роста 5–15%. Доля онлайн-образования составляет около 3%; ожидается, что к 2023 году его объем составит 132,98 млрд долл., что на 28,5% больше, чем в 2017 году.

По данным Class Central, крупнейшего агрегатора Московского международного образовательного салона (MOOC), только за первое полугодие 2019 года 200 университетов анонсировали 620 новых бесплатных онлайн-курсов. Всего же база данных агрегатора насчитывает более 12 тыс. курсов, на которые на конец 2018 года были подписаны 100 млн слушателей. Но… исследования показывают, что в среднем всего 15% слушателей курса доводят дело до конца. Причин много: отсутствие выраженной мотивации и инструментов стимулирования (ни кнута, ни пряника), проблемы самоорганизации, слабая обратная связь.

Тем не менее многие образовательные организации мира уже реализуют 100-процентные дистанционные программы. Цифровизация образовательного процесса – причем на всех уровнях образования – является насущной необходимостью, например, для островных государств. В ответ на усиление миграционных потоков страны Европы – Германия, Франция, Италия и др. – запускают онлайн-школы и университеты для беженцев. Технологии цифрового обучения наиболее активно применяет в международной образовательной практике крупнейшая платформа онлайн-образования Coursera. Она анонсировала старт проекта Coursera for Campus. Теперь образовательные организации смогут использовать лекционный материал в своей основной деятельности и повышении квалификации педагогических кадров.

Онлайн-образование, конечно же, приводит к обострению конкуренции на рынке. Университеты теряют монополию на подготовку кадров, коммерческие компании все активнее нанимают профессионалов без диплома и принимают на себя функции по их обучению. Образовательные компании предлагают свои услуги международным студентам.

Наращивание и распространение образовательного контента повышают вовлеченность людей в образование. Но жителей развитых стран буквально захлестывает информационной волной. Их проблема не в отсутствии доступа к образовательному контенту, а в обилии вариантов. Объем предложения позволяет студенту не просто осваивать программу, но и комбинировать разные формы обучения, формируя индивидуальный образовательный трек. Степень глобальности такого трека ограничена только знанием иностранных языков. Во всяком случае, пока.

А самостоятельное формирование образовательного трека тоже сопряжено с проблемами. Например, с методологической. Сингапурская образовательная школа (во многом основанная на разработках МФТИ) доказывает эффективность взаимосвязанности и иерархичности образовательных курсов. Онегинское «мы все учились понемногу чему-нибудь» мало применимо, скажем, к подготовке физика-экспериментатора. Другой проблемой становится соответствие выбранной специальности задаткам студента.

Первостепенной задачей выступают здесь выявление способностей к обучению и адаптация образовательного контента под индивидуальные особенности восприятия на основании анализа больших данных. Исследование алгоритмов Facebook показало, что при наличии достаточного количества данных алгоритм лучше профилирует человека, чем кто-либо из его окружения. Доступ всего к 10 лайкам пользователя позволил ИИ сформировать более точный профиль, чем смогли коллеги по работе, 150 лайкам – чем ближайшие родственники. Цифровизация личностного и профессионального анализа способна оптимизировать процессы профориентации, что позволит на раннем этапе сформировать аналитически обоснованный индивидуальный образовательный трек с опорой на исчерпывающую глобальную базу образовательных услуг и осуществлять его системную корректировку. Дальнейшие инвестиции и разработки в этом направлении приведут к наиболее адаптивному и многофакторному менеджменту образовательного процесса.

Такая задача стоит перед федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» в рамках программы «Цифровая экономика» – создать к 2020 году цифровой сервис, обеспечивающий формирование профессионального профиля компетенций, персональной траектории развития и непрерывного образования граждан. Идея заключается в разработке онлайн-помощника, формирующего индивидуальный образовательный трек человека. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1862
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1485
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
2012
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6869

Другие новости