Фото GettyImages
Известный психолог Александр Асмолов обратился в Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ по поводу инициативы Минпросвещения провести Всероссийский тематический урок, посвященный 100-летию Михаила Калашникова. Мероприятие запланировано на 10 ноября. Документ опубликован на официальном сайте ведомства.
«Министерство просвещения перерождается в министерство культа жестокости и насилия среди подростков, – пишет Асмолов. – При всем уважении к Калашникову подобные уроки будут провоцировать рост агрессивных установок в подростковой среде, способствовать превращению разрешения конфликтов через использование оружия убийства в норму поведения. Особенно опасны подобные «уроки» для детей групп риска. Прогнозирую рост травли (буллинга) среди наших детей. Проведение подобных «уроков» без согласия родителей ущемляет права родителей...»
Напомним, что методические рекомендации по проведению урока подготовило Минпросвещения. Урок урок должен воспитать чувство патриотизма, сформировать российскую идентичность, помочь понять ценность защиты отечества и воинского долга и т.п. Учителям предложено несколько вариантов проведения урока. Они могут просто рассказать о Калашникове, могут организовать проектную деятельность «по изучению сравнительных характеристик автомата Калашникова и зарубежных образцов стрелкового оружия» и т.п. В классах гуманитарной направленности возможно просто чтение книг конструктора и его интервью. То есть основная (инвариативная) часть урока должна быть посвящена рассказу о жизни изобретателя Калашникова. В дополнительной (вариативной) части учащимся методисты предлагают обсудить некоторые аспекты жизни конструктора. И среди прочего – письмо конструктора патриарху Кириллу, фактически исповедальное.
Письмо написано в 2012 году (за полтора года до смерти Калашникова). «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, 93 года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?» – пишет Калашников.
Дальнейшую часть письма Калашникова можно считать ответом на запрос в СПЧ академика Российской академии образовании Александра Асмолова. «Уже 20 лет мы живем в другой стране. Как будто порвалось что-то внутри, какая-то в душе пустота, на сердце безвозвратная утрата, – пишет Калашников. – А еще тревога за будущее детей и внуков… Зло приобретает другие, более изощренные формы. Под флагом милосердия и в личине добра порой предстает зло, вкрадываясь, подобно ночному воришке, в наш дом, в наши семьи и растлевая их духовные и нравственные основы. Добро и зло живут, соседствуют, борются и, что самое страшное, смиряются друг с другом в душах людей – вот к чему я пришел на закате своей земной жизни…»
Терзания об ответственности создателя за свои изобретения свойственны многим конструкторам и производителям средств массового уничтожения людей. Но есть текст письма Калашникова. И, например, общеизвестны слова производителя американской атомной бомбы Роберта Оппенгеймера: «Это была хорошая физика». Наверное, если об этом будут говорить и вообще задумаются старшеклассники, будет не так уж плохо.
Письмо академика Асмолова при всем уважении к нему вызывает двойственное ощущение. Вроде бы психолог – носитель гуманной миссии, напоминает о зле, которое несет оружие. Только почему-то не покидает ощущение неискренности. Да, цифры использования автомата пугают. Количество жертв огромно.
Но неужели все так плохо с детьми? Что даже то, что предшественники нынешних детей делали на уроках НВП (сборка и разборка автомата Калашникова), сегодня может запросто привести к «росту агрессивных установок» в обществе? Второй вопрос: какое отношение буллинг имеет к оружию? Буллинг – это вообще-то психологический террор. И что же это тогда? Чтобы победить насилие в обществе, о нем не надо вообще говорить?
комментарии(0)