Конференция по казачьей традиции началась с совместной молитвы. Фото автора
История Гражданской войны и исхода казачества из России должна стать уроком для современных россиян и прививкой от проведения новых социальных экспериментов в нашей стране. Об этом говорили участники научной конференции в Российском государственном архиве социально-политической истории, которая открылась накануне. Ученые, казаки, представители Русской православной церкви и столичного правительства, которые организовали форум и сопровождавшую его тематическую выставку, не раз повторяли: ничего подобного вынужденной эмиграции миллионов людей из России, которая произошла в начале XX века, не должно повториться.
Научная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход» состоялась в стенах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). На форум приехали участники региональных казачьих обществ, ученые, представители Русской православной церкви, а на выставке (она продлится в РГАСПИ до 30 ноября) были представлены фотографии, документы и предметы из федеральных и региональных архивов. Среди них, например, приказы командующих Белой армии, личные вещи казаков, оказавшихся в эмиграции, периодические издания, выпускавшиеся за рубежом, портреты лидеров Белого движения, а также письма.
Директор РГАСПИ Андрей Сорокин отмечает, что форум посвящен трагической дате отечественной истории. «Сто лет назад активизировалась политика расказачивания, которую проводили большевики, – этой странице нашей истории посвящены и конференция, и выставка, – говорит руководитель архива. – Октябрьский переворот, переросший затем в масштабную социальную революцию, стал точкой раскола русского народа, российского социума и прологом русского рассеяния, результатом которого стал исход миллионов наших соотечественников за границу. Сотни тысяч казаков, не принявших новую власть, выехали за границу, осели за рубежом, устроили там как могли свой быт, сохранив традиционную культуру и православную веру. Этим страницам завершающего этапа Гражданской войны, исходу, эмиграции, посвящена наша конференция, и это уже седьмой цикл ежегодных мероприятий, которые Российский государственный архив социально-политической истории проводит совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством».
Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), в свою очередь, полагает, что подобные выставки актуальны и в России, и за пределами нашей страны. «Там показывать эти материалы нужно тем, кому посвящена выставка, – потомкам эмигрантов, представителям казачества, уехавшим из нашей страны, – говорит митрополит. – Есть центры в разных странах, где наибольшее количество выходцев из России. Например, во Франции мы создали такой центр, в котором проводили уже пять раз серьезные выставки, созданные вместе с архивом, мы там проводим конференции, встречи, панихиды. В Германии тоже есть казачьи организации, которые хотят с нами сотрудничать. Русская православная церковь окормляет верующих в десятках стран и в ближнем и дальнем зарубежье, и среди прихожан много эмигрантов, в том числе казаков, и мы с ними пытаемся налаживать контакты – например, на конференции присутствует князь Александр Александрович Трубецкой, который может рассказать об эмиграции своей семьи».
Как отмечали Андрей Сорокин и митрополит Кирилл, и форум, и выставку активно помогали организовывать представители Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Глава ведомства Виталий Сучков передал в адрес участников конференции приветствие, в котором, в частности, отмечается: «На протяжении многих лет казачество являлось надежной опорой государства. Казаки самоотверженно трудились и воевали на благо веры и нашей родины. Церковь всегда стремилась найти казачеству уникальный путь служению Богу и Отечеству. Конференция и выставка повысят интерес современного общества к изучению особой роли казачества в политической жизни России в период Гражданской войны».
Для многих выброшенных за рубежи Родины казаков Православная церковь стала важной опорой и средством для самоидентификации, помогла сохранить традиции и уклад жизни. Участники конференции отмечали, что, оказавшись в тяжелых условиях эмиграции, казаки зачастую первым делом оборудовали достойные места для богослужений, а потом переходили к налаживанию быта. При этом многие из них были уверены, что расставание с Россией временное и рано или поздно у них будет возможность опять оказаться дома. Некоторые пытались вернуться даже в Советское государство – на выставке, например, представлено письмо казака Василия Синева председателю Всероссийского исполнительного комитета Михаилу Калинину с просьбой разрешить казакам возвратиться на родную землю. Некоторые не готовы были к соседству с большевиками и предпочитали ждать падения коммунистического строя, даже выживая в непростых ситуациях, – этому посвящены некоторые материалы выставки, например демонстрирующие, в каких условиях казаки работали в каменоломнях в Болгарии.
«Без России и вне России у казачества нет и не может быть дороги, – считает первый заместитель атамана Центрального казачьего войска Геннадий Сидорин. – В этом есть предельно простая жизненная философия русских казаков, которая позволила им с честью пройти все испытания, уготованные им судьбой. Они до дна испили горькую чашу – голод, унижения, нищету европейской эмиграции. Пытаясь воспользоваться тяжелым материальным положением казаков, Французский иностранный легион попытался пополнить ими свои ряды, однако после того, как генерал Врангель объявил, что заключившие контракт с французами не смогут рассчитывать на возвращение домой ранее пяти лет до истечения контракта, желающих почти не оказалось. То есть невозвращение на Родину было самым страшным наказанием».
Князь Александр Трубецкой, о котором упоминал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, выступая на конференции, также говорил о неразрывной связи эмигрантов с родной страной. «Смуты XX века разбросали несколько волн русских людей по всей Вселенной, я представляю потомков первой волны, которые жили во Франции и были вынуждены после революции и Гражданской войны покинуть Россию, – отметил князь. – Когда власть большевиков пыталась стереть само понятие «Россия» и заменить названием «Страна советов», за рубежом патриоты продолжали гордиться своим званием – они были русскими. В эмиграции первой волны о желании подчеркнуть свою русскость свидетельствует сохранение многими так называемого нансеновского паспорта – паспорта беженца – до конца жизни. Ведь в нем было указано гражданство России и значилась формулировка «русский беженец». Я сам был обладателем такого паспорта до 16 лет».
Сохранившие в эмиграции культуру, реликвии и уклад эмигранты после распада СССР активно помогали оставшимся на российской земле казакам восстанавливать традиции, многие из которых под давлением советской власти были утрачены. Сейчас во многих регионах существуют казачьи организации, работают казачьи классы, и некоторые выступающие на конференции даже говорили о «казачьем возрождении» в РФ.
«Россия по-прежнему находится в поисках себя после крушения Советского Союза, но постепенно обретает себя на основании традиционных ценностей, – считает Сорокин. – Процесс возвращения к своим истокам, свидетелями и участниками которого мы являемся, процесс пробуждения интереса к своей истории совершенно естественен в этих условиях. Для нас работа с историческим прошлым чрезвычайно важна и потому, что российский социум все еще расколот по большому количеству оснований, и отношение к историческому прошлому одно из них. Архив в этих условиях может сыграть роль доктора исторической памяти, поскольку он хранит документы в полном объеме, безо всяких изъятий – с пафосом побед, с ошибками, с преступлениями. Мы в состоянии не дать сторонникам крайних подходов разорвать ткань бытия современного российского социума. Мы должны приучить сторонников крайних подходов к существованию других точек зрения, сосуществованию друг с другом, чтобы не повторить ошибок прошлого, когда российские элиты не смогли договориться друг с другом об общих подходах к трансформации общества, что привело к полномасштабной гражданской войне, кровопролитию».
Казаки в эмиграции
Десятки тысяч казаков, участвовавших в Белом движении, после его разгрома были вынуждены покинуть Россию. В Турции и странах Европы в 1921 году оказались более 60 тыс. представителей Астраханского, Донского, Кубанского и Терского казачьих войск. В начале 1921 года казачьи части из турецких Чаталджинских лагерей были переправлены на греческий остров Лемнос, затем убежища им предоставили Болгария и Королевство сербов, хорватов и словенцев. На Дальнем Востоке центрами казачьей эмиграции стали Харбин и Шанхай в Китае, а в 30-е годы подобные общины появились в Великобритании, Германии, Канаде, США, Чехословакии, Франции, Латинской Америке.
комментарии(0)