Работа над педагогическими ошибками будет проходить в специальных центрах. Фото с сайта www.mo.mosreg.ru
В Коломне открылся первый в России Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Его запустили на базе Государственного социально-гуманитарного университета. В церемонии открытия участвовала министр просвещения Ольга Васильева. Педагогам продемонстрировали нейроинтерфейсы и очки виртуальной реальности для проведения интерактивных экскурсий. И показали мастер-классы по повышению педагогических компетенций.
Учителя смогут теперь подробней узнать, что такое финская методика обучения, как работать с жалобами родителей, как решать конфликты в школе и многое другое. Ольге Васильевой продемонстрировали также технологические возможности Центра, например аппаратуру, которая используется для тренировки внимания школьников на разных уроках, очки виртуальной реальности для проведения интерактивных экскурсий.
В день открытия тренинг «Конструктивный ответ на жалобу родителя» провела для всех доктор психологических наук Регина Ершова. Команда из 50 директоров и заместителей директоров образовательных учреждений юго-востока Московской области решала задачу поиска конструктивных путей выхода из конфликтных ситуаций.
Лилия Сухоцкая, PhD психологии, директор Института ноосоматики и биологической обратной связи (г. Люблин, Польша), провела практическое занятие «Концентрация внимания ученика», в ходе которого познакомила подмосковных учителей математики с современными технологиями диагностики БОС (биологически обратной связи) для коррекции нежелательного поведения учащихся.
Министр же, открывая мероприятие, напомнила, что это первый Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, который открылся в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование». И до конца года будут построены 50 таких центров по всей стране, а к 2024 году их должно быть 225. Параллельно с центрами мастерства появятся Центры оценки качества профессионального мастерства и квалификаций педагогов, в количестве 80. В них учителя пройдут тестирование, позволяющее определить уровень их знаний. То есть это будут абсолютно разные центры с разными задачами.
Пока остановимся на центрах непрерывного повышения квалификации. Считается, что необходимость в таких учреждениях встала особенно остро после того, как вышло негласное разрешение брать в школы выпускников непедагогических университетов. Людей, которые являются хорошими специалистами в своей области, но при этом не имеют педагогического образования. Что ж, возможно. Но вряд ли только такой момент учитывался при принятии решения о центрах.
Во-первых, работающие «непедагоги» были в школе и раньше. Только эти люди обязательно поступали сразу же после приема на работу в педвузы, чтобы школа могла отчитаться перед вышестоящим начальством. Причем зачастую учебные заведения даже оплачивали таким людям обучение, если те учились на платном отделении. Сейчас такого строгого правила нет. (И возникают попутно вопросы: а не сократиться ли количество заочных студентов в педуниверситете? А не приведет ли это в конечном итоге к сокращению педвузов по всей стране? Что, разумеется, плохо, потому что педагогические вузы – это национальное достижение.)
Во-вторых, если рассмотреть вопиющие случаи педагогических ошибок, преданные широкой огласке в течение последних нескольких лет, то окажется, что совершали их практически всегда люди с педагогическим образованием. Очень часто – опытные учителя. И, как правило, попадались они на грубом отношении к ученикам. А учителя, недавно пришедшие в школу, «прогорали» в основном на случаях неэтичного поведения (поведение педагога в соцсетях, внешний вид учителя, секс с учеником и т.д.). И люди с большим педагогическим стажем все чаще оказывались в зоне риска, потому что, как считают психологи, привыкли к авторитарной линии поведения и системам воспитания, проверенных временем, которые сегодня почему-то не работают.
В-третьих, вряд ли число «неспециалистов» в школе перевалит за какое-то критическое число. И вряд ли это приведет к отказу от педагогических вузов, потому что необходимость в них есть и это все понимают. Просто быстрее наберет силу процесс, который сделает этот вид образования многоступенчатым. Как это уже есть за рубежом: средне-специальное; высшее образование, включающее в себя бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру; всякого рода дополнительные курсы. Плюс ко всему этому профэкзамен с последующей сертификацией.
За рубежом строгие требования к профессионализму учителя проверяются не на абсолютном доверии к диплому, как у нас, а еще и на особых требованиях к профессионализму. Учитель сдает экзамен на профпригодность с помощью разных специальных тестов. Порой требуется даже пройти подготовительную программу и только затем сдать педагогический экзамен. И все равно в университетах, институтах и государственных школах даже после получения всех необходимых документов и лицензий так просто до детей человека не допустят. Первым этапом в профессиональной жизни молодого учителя является менторинг или наставничество. Во время их совместной деятельности старший преподаватель помогает новичку адаптироваться и найти свой индивидуальный стиль работы. Все и у нас движется к такому моменту, когда финальную точку в вопросе допуска специалиста к работе будут ставить профсообщества.
комментарии(0)