Учителей у нас, как выяснилось, любят. Фото PhotoXPress.ru
Кино-и фото продукция, способствующая популяризации образа учителя, получит господдержку. Соответствующее поручение по итогам Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей подписал президент России Владимир Путин. Деньги должны будут выделить не только на создание, но и распространение в интернете кинофотопродукции.
Очевидно, что ожидаются новые экранные Мельниковы из «Доживем до понедельника», не иначе! Потому что сериалы об учителях выходят регулярно. Только вот учителя там – обычные люди и, как все, – выясняют отношения, интригуют, топят коллег, любят, изменяют близким и так далее. Все как в жизни. Создать образ идеального учителя не возьмется ни один канал… Если появится заказ.
В списке поручений есть и другие меры, связанные с созданием информационных материалов. В частности, на базе одной некоммерческой организации планируется создать координационный центр по производству контента для Всемирной сети, «направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи». Среди других первоочередных задач, поставленных президентом правительству, развитие психологических служб в школе, повышение квалификации педагогов для укрепления психологического и психического здоровья учеников и родителей. Председатель правительства Дмитрий Медведев до 1 марта 2020 года должен предоставить предложения по мотивации классных руководителей, чтобы они еще эффективнее воспитывали и позитивно социализировали учеников.
О статусе учителя говорят и спорят давно. Сложившийся стереотип восприятия учителя – его у нас не уважают. Имидж учителя сегодня очень тесно связывают с зарплатой: педагог получает мало денег – значит, неуважаемый в обществе человек. Основные переживания: учитель перестал быть информатором, поэтому ему приходится крутиться, чтобы доказать свою значимость в школе. Учителей замучили проверками, аттестациями и мониторингами. Им кажется, что это все оттого, что утрачено доверие к нему. Хотя основная причина может быть и в другом: чиновнику всего-то важна отчетность. Он же теперь на виду. Приходится изобретать активности, чтобы начальники поняли всю значимость проделанной им большой работы. Ему абсолютно не до переживаний учителя.
А оказывается, все совершенно не так, как думается. И у Росии с имиджем учителей все в порядке. Сошлемся на данные Фонда Varkey Foundation, который в 2013 году разработал глобальный индекс статуса учителя (Global Teacher Status Index). Кстати, этот фонд выбирает лучшего учителя мира. И премия составляет миллион долларов. Фонд на протяжении многих лет проверяет данные об учителях из всех стран мира. Они отбирают по одной тысяче (или более) граждан из разных стран и на основании ответов на простые вопросы о профессии учителя выявляют показатель уровня престижности этой профессии. В 2018 году список стран расширился до 35, и в него включили Россию.
Интересно, что РФ вошла в пятерку стран с самым высоким уровнем уважения к профессии педагога. Топ лидеров выглядит следующим образом: Китай, Малайзия, Тайвань, Россия, Индонезия. Список всех стран исследования замыкают Аргентина, Гана, Италия, Израиль и Бразилия. Уважение к педагогу оказалось наиболее выраженным в странах Азии, в частности в Южной Корее и Сингапуре.
Кстати, и учащиеся этих стран показывают лучшие результаты на международных тестах. По мнению исследователей, уважение к профессии учителя привлекает талантливых работников. В Китае статус учителя поддержали 81% населения. По сравнению с 2013 годом практически во всех странах значение индекса повысилось или осталось на том же уровне, за исключением Бразилии, Испании, Нидерландов, Египта, Греции, Турции и Кореи: в этих странах за пять лет учителя потеряли уважение общества. Великобритания относится все-таки к верхней половине рейтинга. В частности, в этой стране учителей уважают больше, чем в США, Франции и Германии. В Европе и Южной Америке в целом наблюдались более высокие уровни пессимизма относительно уважения учеников к учителям.
Для определения престижа преподавательской карьеры в исследовании также спрашивали, хотели ли люди, чтобы их дети становились учителями. И в России при всем уважении к профессии родители отговорили бы своих детей, случись им это, от учительской профессии.
Еще один интересный вопрос касался оценки родителями затрат времени учителей. Перерабатывают учителя в школе или нет. В большинстве стран работу учителей недооценили. Недорабатывают. А вот в двух странах – Канаде и Финляндии, чьи системы образования считаются одними из самых успешных в мире, – общественность была убеждена, что учителя работают еще дольше, чем на самом деле.
Одним из самых больших изменений последних лет стало отношение к идее оплаты учительского труда в соответствии с успеваемостью учащихся. В каждой стране с 2013 по 2018 год меньше людей стало поддерживать идею того, чтобы зарплата учителей зависела от результатов их учеников.
Сам основатель фонда Varkey, учитывая эти данные, заметил: опросы общественности подтвердили ту мысль, что существует тесная связь между статусом учителей в обществе и успеваемостью детей в школе.
комментарии(0)