Ребенок с книгой – это успешный в будущем человек. Фото Pixabay
В ТАСС прошла конференция, посвященная открытию ежегодного октябрьского Международного месячника школьных библиотек. На открытии объявили темы нынешнего мероприятия. К международной повестке «Давайте представим (Let's Imagine): о развитии воображения у детей посредством чтения» добавилась тема российская: «Мы – за читающую Россию: пять шагов к читающей школе».
Преодоление кризиса детского чтения, как было объявлено на мероприятии, лежит через общественно-государственно-частное партнерство. Поэтому в реализации проектов развития школьных библиотек должны участвовать все стороны. На пресс-конференции были представлены проекты, успешная реализация которых могла бы поспособствовать «преодолению критических вызовов развития библиотек и детского чтения в парадигме цифровой школы». Инициаторы проектов рассматривают современную школьную библиотеку как «пространство для качественной информационно-образовательной и воспитательной среды школы, как пространство формирования новых компетенций XXI века, как центр формирования функциональной грамотности и центральное звено школьной жизни и ее информационной инфраструктуры».
В связи с этим уже готов к запуску новый электронный ресурс для российских школ «Читающая школа». Как заявили авторы проекта, «Электронный школьный каталог» Российской книжной палаты содержит сегодня более 39 тыс. изданий и ежедневно пополняется. Это серьезный информационный ресурс для работы школьных библиотек, учеников, учителей, других специалистов в области образования, родителей. И содержит не только учебные издания по школьной программе, но и книги по детской литературе, философской, психологической, медицинской, необходимой для специалистов школьного образования. Материалы этого информационного ресурса расширяют кругозор школьников. Школьные специалисты и родители могут тоже воспользоваться помощью каталога.
Центральной темой нынешнего международного месячника школьных библиотек стало развитие воображения у детей в процессе чтения. Воображение, напомнили на пресс-конференции, обычно появляется у детей к третьему году жизни. Правда, в это время ребенок лишь дополняет им то, что воспринимает. Принято считать, что с годами с воображением у ребенка все становится только хуже. Но это не совсем так. Просто младшие школьники легче, чем старшие, комбинируют. И им свойственно путать воображаемое с действительным. А вот воображение старшего школьника уже более целенаправленно. Оно опирается на жизненный опыт и на все возрастающие знания.
Зачем нужно воображение детям и надо ли переживать, что с ним что-то стало не так, как было еще несколькими столетиями раньше? Чем лучше у человека развито воображение, тем проще ему достичь творческих целей, распланировать любое будущее предприятие и мероприятие, определиться со своими истинными желаниями. Да даже в быту представлять себе что-то нужно, потому что это достаточно надежно страхует нас от напрасной траты времени, которое мы вынуждены были бы каждый раз расходовать на получение практического опыта. Хорошо развитое воображение улучшает нашу память, делает наш мозг более подвижным, а его работу – более плодотворной. Заметьте, люди с хорошо развитым воображением живут дольше.
Ученые во всем мире считают, что важным фактором для развития этого момента у детей является раннее чтение. Они отмечают, что дети, слушающие рассказы взрослых, рано начинают читать сами. Еще они чаще обсуждают прочитанное и услышанное. И все это позднее, во взрослом возрасте помогает им не только лучше владеть родным языком, но и более точно представлять себе действительность. Экран, к которому сегодня чаще всего прибегают занятые родители, выдает ребенку готовое решение, а чтение книги позволяет нарисовать себе в уме картинку. И помогает представить, как выглядят герои, декорации и так далее. А уже воображение и фантазия помогут в дальнейшем вырасти ребенку генератором идей и нестандартных решений.
Кстати, один любопытный исторический факт: представления Пушкина о современной ему литературной среде, образы и картинки начали формироваться еще задолго до его поступления в лицей. В то время семья жила в Москве, тогда еще бывшей культурным центром России. Сергей Львович, отец поэта, и Василий Львович, его дядя, были включены в карамзинский московский круг, а бабушка Пушкина Мария Алексеевна рассказывала внуку о первой постановке «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Таким образом, с детства Пушкин был включен в литературную атмосферу. Что, собственно, и позволило ему быстрее стать «нашим всем». Вывод один. Хотите развить ребенка – читайте с ним больше и обсуждайте прочитанное, советуют специалисты чтения.
комментарии(0)