0
3137
Газета Образование Печатная версия

16.10.2019 16:59:00

Как научно мотивировать школьника

Советы дали лауреаты Нобелевской премии

Тэги: наука, всероссийский фестиваль, образование, школьники, мотивация


наука, всероссийский фестиваль, образование, школьники, мотивация На фестивале юных москвичей невозможно было оторвать от столов с химическими приборами. Фото агентства «Москва»

Завершилось главное научно-популярное событие года – Всероссийский фестиваль NAUKA 0+. Основной темой фестиваля стала Периодическая таблица химических элементов Менделеева. А главным уроком – как мотивировать детей и подростков. Только в одной Москве и только на минувших выходных фестиваль собрал 950 тыс.  человек. Это примерно на 10% больше, чем в 2018 году.

Организаторами фестиваля по всей стране стали ведущие вузы, научные центры, исследовательские институты, технологические предприятия, музеи и даже школы Москвы – всего более 450 организаций. По традиции на мероприятии были представлены все области науки: от физики частиц до социологии, однако главной героиней в этом году стала химия и Периодическая таблица химических элементов Дмитрия Менделеева. Ну и события, связанные с химией.

Например, химическая лабораторная MENDELEEVLAB НИТУ «МИСиС». Она была самой большой площадкой глобальной акции. Впервые «Лабораторная» прошла сразу на нескольких мировых языках: английском, французском, испанском, китайском и некоторых других. И впервые прошла в знаменитом ЦЕРНе – ведущем мировом Центре ядерных исследований. Традиционно площадками акции стали также ведущие университеты, музеи, культурные центры России и мира. А в Петербурге, например, она даже прошла в той самой аудитории, где читал лекции сам Дмитрий Иванович Менделеев. «Лаборантов» ждали 40 заданий разного типа, которые с ними разбирали «завлабы» – ведущие ученые-химики и популяризаторы со всего мира.

«Нобелевский лекторий», еще один сильный популяризатор науки, прошел на площадке МГУ имени М.В. Ломоносова. Там прочитали лекции российские и иностранные нобелевские лауреаты. Мое внимание лекторий привлек объявлением на центральном форуме. Там, в строке, в самом низу было написано, что целевой аудиторией лектория являются... дети дошкольного возраста, школьники, абитуриенты, студенты и взрослые. Очень захотелось узнать, могут ли нобелевские лауреаты говорить с юным народом. И нобелевские лауреаты не разочаровали.

«Я хотел бы в этой лекции поделиться своими наблюдениями и предложениями, связанными с обучением в средней школе, – начал выступление Дадли Хершбах, лауреат Нобелевской премии по химии, профессор Гарвардского университета. – Они сформировались за годы моих многочисленных встреч со школьниками и учителями, а также благодаря опыту преподавания химии первокурсникам в Гарвардском университете в течение 25 лет». И дальше: «У моего отца было такое выражение: то, что сложно, можно сделать сразу. Невозможное занимает времени немного дольше...» И нобелевский лауреат рассказал истории людей, которые совершили это самое невозможное. 

История Хелен Келлер, Энн Салливан и изобретателя Александра Белла и красива, и поучительна. Биографии этих, казалось бы, очень разных людей оказались тесно переплетены между собой. Хелен Келлер, ставшая впоследствии известной писательницей, лектором и политической активисткой, росла одиноким, несчастным и замкнутым ребенком, потому что в результате заболевания в самом младенчестве лишилась слуха и зрения. Но рядом с девочкой появилась Энн Салливан, которую рекомендовал родителям изобретатель Александр Белл. И случилось невозможное. Через несколько лет Хелен могла не только читать и писать, она знала несколько иностранных языков. А самому Беллу эта история с девушкой подсказала вариант решения его научной проблемы. Он стал одним из изобретателей телефона. 

«Когда я учился в школе, – сказал Дадли Хершбах детям, рассуждая на тему, что значит научная мотивация в жизни ребенка, – наш учитель 10 минут говорил, а все остальное время мы занимались опытами». Мотивировала будущего нобелевского лауреата и семья. Когда Дадли исполнилось 11 лет, его бабушка подписалась на известный научный журнал. И первая же статья и картинка к ней, которую увидел юный Дадли, страстно увлекли его чтением книг об астрономии.

«Меня в детстве увлек занятиями наукой мой родной дядя, – вспомнил свою историю приобщения к науке для «НГ» предприниматель и основатель «Открытой лабораторной» Роман Авдеев, – мы жили в одной коммунальной квартире, он работал преподавателем в институте. И вечерами просто говорил со мной о том, что интересного в науке».

«Я заинтересовался химией после того, как прочел книгу «В мире металлов». И впервые узнал про «оловянную чуму», – рассказал «НГ» Михаил Нечаев, доктор химических наук. – Узнав, что гибель экспедиции Скотта в 1912 году, которая первой достигла Южного полюса, но не смогла вернуться обратно, была вызвана разрушением олова, я засел за учебники по химии».

 В общем, неназойливая мотивация, семейная атмосфера на мероприятии и неудержимая пропаганда – вот три кита, на которых держится фестиваль популяризации науки. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2173
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3540
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7079
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10324

Другие новости