Удерживать внимание аудитории длительное время может не каждый учитель. Фото агентства «Москва»
Только четверть всех учащихся заинтересованы в учебе и не нуждаются в дополнительных стимулах к обучению. На мотивацию ребенка оказывает сильное влияние образование отца. И на желании детей учиться отрицательным образом сказываются существующие образовательные программы. Их надо срочно улучшать. Так считают родители, принявшие участие в социологическом опросе нового исследования Института прикладных исследований РАНХиГС.Исследование возглавила известный экономист Татьяна Клячко.
Как следует из опросов, чем ниже уровень жизни семьи, тем меньше доля детей, заинтересованных учебой, считают родители. Почему так? Ведь вроде бы должна сработать установка, идущая еще с юности: «Учиться, учиться и учиться!»
Но в последние годы все чаще доминирует среди родителей иная точка зрения. Заключается она в том, что уровень образования детей в большей степени зависит от социального и материального статуса родителей и в меньшей – от усилий и способностей самих детей. Эта идея настолько доминирует, что даже передовые IT-технологии последних лет, пришедшие в образование, не могут пока решительно преломить эту тенденцию. Вот и новое исследование косвенно подтверждает эту гипотезу. Родители из социально низкого круга не особо мотивируют своих детей на учебу. И не поддерживают их в этом направлении. Не верят. Кстати, не только у нас. Ученые считают, что в 60–70-х годах прошлого века на Западе, особенно в США, господствовало представление об образовании как об одном из наиболее эффективных социальных лифтов, выравнивающем шансы на успех для выходцев из разных социальных слоев. Но, несмотря на требования равных возможностей, элиты выработали стратегии, позволяющие обеспечить свою преемственность. С помощью педагогических методов, отбора учебных курсов и различных методов селекции экономически привилегированные и хорошо образованные дети получили преимущества по сравнению с менее привилегированными и хуже обученными. К такому выводу пришли западные исследователи этой проблемы. Вера в социальные лифты пошатнулась.
На интерес детей к учебе, смотрим выводы Татьяна Клячко, влияет уровень образования родителей. И чем выше уровень образования отца, тем больше доля детей, заинтересованных в обучении. Образование матери почему-то не оказывает аналогичного влияния на мотивацию детей.
Доля родителей, считающих, что их ребенок заинтересован учебой и не нуждается в дополнительной мотивации, существенно сокращается по мере перехода ребенка из класса в класс. Если среди родителей первоклассников 45,9% семей отмечали интерес детей к учебе, то среди родителей восьмиклассников их доля сократилась до 15,1%. В 9–11-х классах наблюдается рост мотивации учащихся, что объясняется необходимостью подготовки к экзаменам – сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Как же повысить мотивацию и интерес детей к обучению в школе? Около 40% педагогов уверены, что для повышения мотивации учащихся необходимо совершенствование технологий и методик преподавания. Более половины учителей говорят о том, что нуждаются в методической поддержке по преподаваемому предмету. Методическое сопровождение необходимо не только молодым специалистам, но и учителям, чей опыт преподавания превышает 30 лет. 52,4% учителей заинтересованы в предоставлении школьникам возможности выбора предметов для углубленного изучения.
Недавно прозвучала идея, что мотивации поможет разделение выпускных экзаменов в школе и вступительных в вуз. В целом поддерживают эту идею 28,5% родителей, и наибольшее число ее сторонников – среди родителей учащихся 8–9-х классов (36,1–32,5%). Родители учащихся 10–11-х классов в меньшей степени склонны связывать подобную идею с повышением интереса детей к учебе, поскольку они более информированы о порядке проведения и содержании государственной итоговой аттестации. В старшей школе в большинстве своем учащиеся и их семьи нацелены на получение высшего образования, и сдача ЕГЭ для них предпочтительнее.
Интересно, что и родители, и учителя считают, что повысить интерес к учебе у детей можно прежде всего за счет изменения содержания учебных программ. По мере взросления детей доля семей, полностью удовлетворенных содержанием образования, сокращается. И большинство педагогов (73,6%) тоже считают, что содержание образовательных программ нуждается в улучшении.
комментарии(0)