Дети сегодня порой поздно обучаются тому, что их предшественники усвоили еще в раннем детстве. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В Международном детском центре «Артек» прошел IV Большой слет туристов. В Крым приехало около 3300 детей из 83 субъектов страны, чтобы увидеть, попробовать, а потом рассказать своим сверстникам, что такое современный активный отдых.
«Самое востребованное направление, и на него сегодня большой запрос, – это туристско-краеведческое, – рассказал руководитель Международного детского центра Константин Федоренко собравшимся в «Артеке» наставникам детей и журналистам. – Оно не требует затрат на создание инфраструктуры, это может позволить себе каждый субъект, каждое муниципальное образование, город или просто населенный пункт. Нужно просто пройти 5–7 километров и узнать что-то о своей малой родине».
Пеший поход когда-то входил в нормативы комплекса ГТО СССР. И был, как бы сказали сегодня, идеологически окрашен. Пешком проходили по местам революционных событий, боевых подвигов в годы Великой Отечественной войны, трудовой доблести народа и другим историческим местам. И ходили дети в многодневные походы не только в летние месяцы, но и в межсезонье: на осенних и весенних каникулах. Самое главное в любом походе – дойти до намеченной точки и преодолеть какие-то препятствия. Будь-то реки, завалы, чащобы, крутые склоны с травянистой и кустарниковой растительностью и т.д.
«Основной смысл любого похода – в преодолении», – считает специальный гость IV Большого слета туристов «Артека» известный путешественник Константин Мержоев. И это преодоление не только реальных препятствий, но и каких-то собственных страхов. Один из инструкторов добавил к этой фразе позже несколько штрихов, сказав, в частности, о том, что дети часто вместе с преодолением каких-то физических своих страхов очень сильно меняются внутренне. Резко пересматривают свое отношение к разным другим жизненным ситуациям и явлениям. Например, поборов страх высоты, ребенок потом может дать решительный отпор буллерам и т.д.
Так что «заражать» туризмом человека надо, и лучше - с детства. Точного возраста, с которого можно начать этим заниматься, не существует: все зависит от индивидуальных качеств ребенка.
Какие виды спортивной деятельности у детей (здесь их называют – активности) сегодня в почете? Пешие походы. Кстати, в «Артеке» ребятишки проходят от 5 до 18 км. Еще – скалодром (страховочные системы на скалах), каякинг, автотуризм, рокфишинг, виа феррата, езда на горных велосипедах, катание на квадроциклах и спортивные соревнования, перечисляет нам Александр Боровик, руководитель отделения по спорту и туризму МДЦ «Артек». Большинство из названных видов активности, конечно, на воде. Все-таки море рядом. Но и без моря занятия по душе всегда можно найти: детей учат основам приготовления пищи в походных условиях, ставить палатки, разводить костры, вязать узлы и многому чему еще.
Инструкторы «Артека», – кстати, все очень хорошо подготовленные, имеют высшее физкультурное образование и плюс дополнительное – организаторов детско-юношеского туризма – рассказывают о том, что дети легко справляются практически с любыми видами такой деятельности. Разумеется, в случае с детьми никогда не надо форсировать успехи. Все придет своим чередом. Нельзя практиковать метод шоковой терапии. В большинстве случаев он не работает. Помните, как любящие отцы бросают детей в реку, предполагая, что ребенок обязательно поплывет и таким образом научится плавать?
А вот победы здесь бывают совершенно неожиданными. Как рассказал мне один из инструкторов «Артека», у него был подопечный. Хороший десятилетний мальчик из приличной семьи. Развитый, хорошо разбирающийся в IT-технологиях. Победитель олимпиад. И после окончания смены тренер спросил у него о его достижениях здесь, в лагере. Какова его основная победа сегодня? Ответ ребенка совершенно обескуражил: «Я наконец-то научился завязывать шнурки».
«Да, так сегодня бывает довольно часто, – прокомментировала этот рассказ кандидат психологических наук Ирина Агличева, – родителям некогда заняться ребенком, школа не готова взять на себя заботы о воспитании. И часто только вожатый в лагере находит для ребенка время, чтобы научить его базовым навыкам. Любое действие начинается с преодоления. И требуются определенные усилия, чтобы достигнуть хоть какого-то результата. Например, завязать те же шнурки. А над ребенком стоит мама и смотрит на часы. Она опаздывает. Не хочет ждать. И завязывает ему шнурки сама. И не понимает, что в преодолении формируются волевые качества ребенка, которые потом помогают делать то, что не очень хочется, но это нужно для результата. Нельзя случайно победить на соревнованиях. Все дается трудом. Для победы нужно много тренироваться, и часто – без достижения результата. В этом смысле лагерь, походы – это очень хорошо. Ребенок приучается к преодолению».
комментарии(0)