Социологи особенно часто и охотно исследуют жизнь подростков. Фото агентства «Москва»
В декабре 2019 года будут объявлены итоги исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. - Programme for International Student Assessment, PISA) за 2018 год. Как пообещал глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов на встрече Управляющего совета PISA в Лондоне, PISA поселится в РФ надолго. «Мы планируем ежегодно проводить оценки в 14 регионах с участием более 1500 школ, – заявил он. – До 2024 года в оценке примут участие все 85 регионов России, в каждом из которых участниками будут около 100 школ».
Согласно официальным данным, на государственный проект «Современная школа», который и займется этими исследованиями в РФ , планируется выделить 295,1 млрд руб. Чиновники утверждают, что не вся сумма пойдет на тестирования и рекомендации. Сюда еще войдет оснащение новой материальной базой российских школ в малых городах и селах. Так что точную цифру нужно будет уточнять поздней.
Напомним, что международные сопоставительные исследования качества образования PISA проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD – Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. Цель – выявить, смогут ли 15-летние использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А выбор подростков объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе.
У нас первое исследование PISA было проведено в 2000 году. В нем участвовало 32 государства, в 2003 году – 43, в 2006-м – 57, а в 2009-м – 65, 2015-м-80. Россия принимала участие во всех этих циклах программы. Начинали с 26-го места в 2000 году по естественно-научной грамотности, пришли к 32-му в 2015-м. По математической – с 22-го пришли к 23-му. По читательской – с 27-го к 26-му месту. В последнем исследовании, которого все в РФ так ждут, заказаны еще и отдельные исследования по российским регионам. Узнать про себя все более подробно решили Москва, Московская область и Татарстан. А еще социологи провели расширенные исследования по 43 регионам РФ.
Результаты проведенных исследований пригодились многим ученым из Российской академии образования, Федерального института развития образования, Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. И теперь все постоянно оперируют цифрами в своих докладах на разного рода совещаниях и форумах.
PISA не только выдает результаты, но еще и... задает направление. Например, они считают, что сегодня надо все силы у нас и за рубежом посвятить темам «социально-эмоциональных компетенций» у учащихся. Предпосылки для подобных исследований создают процессы цифровизации общества. Все больше знаний можно перевести в цифровой вариант. А в дальнейшем эти операции могут быть легко автоматизированы. Людям станет труднее бороться с машиной в предметной области знаний. И операции, требующие запоминания и воспроизводства знаний, становятся бессмысленными. Для того чтобы в современном мире быть успешным, требуется умение мыслить между границами предметов и создавать новое знание самостоятельно, считают организаторы PISA.
Помимо производства новых идей люди должны быть способны работать в группе, сотрудничать и успешно взаимодействовать друг с другом. А социально-эмоциональное развитие включает личный опыт ребенка, самовыражение, управление эмоциональным состоянием, способность устанавливать хорошие и взаимовыгодные отношения с другими.
Зачем России PISA, спросите вы? Кроме того, что она поможет чиновничеству отслеживать успехи и промахи своих нововведений в режиме нон-стоп. В свете президентской задачи – войти в топ-10 лучших образовательных систем мира – интересным является сам факт сравнения. Ни одно исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA, считают сами организаторы. То есть PISA не просто приходит, она меняет жизнь государств в сфере образовательной политики.
Например, социологов интересовало, в каких странах и школах учащиеся из школ с низким социально-экономическим положением показывают высокие образовательные результаты (Это нужно, чтобы понять, как работают социальные лифты.) Оказалось, что в Канаде, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Гонконге (Китай), Ирландии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Норвегии, Сингапуре, Словении, Вьетнаме более 30% учащихся (по читательской, математической и естественно-научной грамотности) из семей с низким социально-экономическим положением показали высокие образовательные результаты.
А вот в Алжире, Доминиканской Республике, Косово, Перу и Тунисе менее 1% учащихся из семей с низким социально-экономическим положением показали результаты, соответствующие указанному уровню.
В РФ около 13% учащихся из таких семей показали, что могут хорошо учиться, несмотря ни на что...
Интересны сравнения и по мотивации школьников, и по месту проживания и др.. Одним словом, важна не только сама PISA, а и что за ней.
комментарии(0)