Лучше синица в руках: молодежь стала чаще выбирать колледж. Фото РИА Новости
ВЦИОМ обнаружил недоверие россиян к российским университетам. Особенно у старшего поколения. Высшее образование в России наши соотечественники оценивают преимущественно как среднее (39%). Среди всех опрошенных высокие оценки ему дали 22% респондентов, а низкие – 29%.
Высоко оценивают качество отечественного высшего образования 18-24-летние респонденты (33%), в то время как люди старшего возраста более скептичны – низкие оценки качеству высшего образования в России дают граждане 45-59 (29%) и от 60 лет (31%), замечают авторы опроса.
Но недовольство качеством высшего образования – это не только наша отечественная проблема. Сегодня это коснулось уже многих государтсв. И свидетельствует это в принципе о крахе той идеи, что высшее образование может быть всеобщим. Все люди разные. И подход системы массового образования, основанный на том, что каждого можно обучить чему угодно, было бы у него желание и трудолюбие, ошибочен в корне. У людей, от природы не предрасположенных к чему-то, желание, а тем более усердие вдруг не возникнут. Это можно проследить на примере нашей страны. Когда в 90-х открыли шлюзы высшего образования, то диплом о высшем образовании получали практически 8 человек из 10. Но обучить необучаемых невозможно. Произошла резкая девальвация университетского диплома. Потом пришло отрезвление. И началась большая кампания по сокращению вузов. Более или менее успешно она продолжается с середины нулевых по сей день.
Сегодня она еще перекрывается встречной кампанией за перестройку системы среднего профтехобразования. О резко возросшем числе студентов техникумов и колледжей сообщали в свое время и вице-премьер правительства по социальным вопросам Татьяна Голикова, и министр просвещения РФ Ольга Васильева. И Рособрнадзор. Правда, рапортует последний больше о росте проходного балла ЕГЭ. И о росте балла среднего. Но тем самым он тоже помогает исчезать вузам.
ВЦИОМ обращает наше внимание на то, как разнятся оценки людей старшего возраста и молодых. Но в этом особо удивительного нет… Взрослые ведь могу сравнивать, что есть и что было. Кто вел занятия и как. Сравним. Обратите внимание, за все время последних реформ в образовании нагрузка на преподавателей заметно подросла. Если во времена СССР средняя нагрузка доцента составляла 350 часов в год, то в настоящее время общий фонд рабочего времени – это 1500 часов в год, причем большая часть этой нагрузки – аудиторная. Нагрузка обычного доцента в региональном вузе в рамках 900-950 часов означает, что в день он должен провести около четырех-пяти пар. А в университете за рубежом – это две лекции в неделю.
Второй причиной, благодаря которой резко меняется наше образование, является реформа образовательных программ и стандартов. Советская система высшего образования была жестко регламентирована. И старшее поколение видит в этом нечто полезное и хорошее. Был четкий порядок, который дисциплинировал как студента, так и преподавателя, считают они. Были четкие критерии – «знать, уметь, владеть», благодаря которым можно было легко оценить степень освоенности основных разделов любой дисциплины.
Если сегодня пристально взглянуть на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), например, по направлению «Экономика» для бакалавров, утвержденный в 2015 году, то можно обнаружить куда большую возможность для маневров. Там зафиксированы только несколько дисциплин. Чаще: физкультура, безопасность жизнедеятельности, история, иностранный язык, философия. Все остальные – это полная свобода вуза. «Берите свободы – сколько унесете!» Помните? Недавно коллега, дочь которого поступила в один из престижных вузов, в удивлении говорил мне об учебе сегодня: «Они практически не учатся. Все время занимаются какими-то проектами!» Новые формы занятий со студентами он не воспринимает всерьез. И такова позиция многих родителей студентов.
Третья серьезная причина ухудшения качества образования – низкие доходы преподавателей. Иногда сверхнизкие. Вспоминается недавний случай, когда преподавателю московского престижнейшего вуза предложили работать бесплатно. Из-за маленьких зарплат преподаватели вынуждены искать дополнительные источники заработка.
Обращаемся далее к опросу. По данным ВЦИОМа, за рубежом высшее образование такое же, как и в России, считает четверть россиян. Еще треть уверены, что за границей образование лучше, преимущественно это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (52%). Каждый десятый придерживается обратного мнения. При этом значительная часть опрошенных затруднились сравнить высшее образование в России и за рубежом (36%). Большинство россиян не задумывались о том, чтобы отправить своих детей или внуков получать высшее образование за границей (74%), особенно люди в возрасте 45-59 лет (80%) и старше 60 лет (84%). Рассматривали такую возможность респонденты 18-24 (35%) и 25-34 лет (41%).
Обратим внимание, что за последние три года около 1,5% всех российских студентов уехали за дипломом о высшем образовании за рубеж, свидетельствуют данные ЮНЕСКО. В 2018 году поступили в иностранные вузы около 57 тыс. россиян. А по данным Росстата, выпускников школ было 4,2 млн человек. Причины невысокого интереса к образованию за рубежом как чисто экономического характера (не по карману), так и сугубо национального. Годы за железным занавесом сделали россиянина немобильным. А миф о лучшем в мире советском образовании автоматически перешел на российское. И по-прежнему греет наши сердца.
Авторы общественно-политических Telegram-каналов отмечают интересный факт. «Самой популярной страной для учебы признана Великобритания – 38%, - пишет «Темник». - И это несмотря на многочисленные «телестрашилки», активное формирование образа этой страны как извечного врага России. Сильнее работают фильмы о Гарри Поттере и фото старинных колледжей с ухоженными лужайками и традициями, восходящими к Тюдорам, а то и более ранним правителям. Германия и США существенно отстают – соответственно, 19 и 16%. Почти никто (4%) не хочет ехать в Китай – это к вопросу о «развороте на Восток».
комментарии(0)