Казанский университет имеет глубокие революционные корни. Фото с сайта kpfu.ru
Профессор Института физики Казанского федерального университета, лауреат Госпремии РТ Наиль Фаткуллин разместил в Интернете петицию и призвал ученых к открытой дискуссии. Ученый убежден, что политика, проводимая Министерством науки и высшего образования РФ, губительна для вузов и приводит к деинтеллектуализации страны.
«Развитие науки и образования невозможно без человеческого таланта и академических свобод, создающих необходимые условия для творческого преподавания и научной работы. Без них корпуса и аудитории, заполненные самым современным и дорогостоящим оборудованием, не более чем склады приборов, быстро устаревающих и ломающихся даже без всякого употребления», – пишет ученый в петиции. Он считает, что Миннауки сегодня «отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей гротескно-чудовищных размеров, парализующей нормальную университетскую жизнь и порождающей различные формы лже- и псевдонаук». «Под звон громко заявленных космизмов, суть которых сводится к обещаниям чудес в ближайшем будущем, происходит деинтеллектуализация страны, – пишет Наиль Фаткулин. – Первейшим признаком ее является вытеснение фундаментальной науки и образования в России из всех сфер университетской жизни».
Интернет-издание «Вечерняя Казань», которое публикует петицию, дает развернутые комментарии тезисов. Как заявляет Наиль Фаткулин, студентам в полтора раза сократили количество часов на изучение фундаментальных предметов, заполнив время новомодными дисциплинами. И тем самым сделали будущего аспиранта не способным выдержать конкуренцию с западными студентами в его дальнейшей научной жизни. Огромный научный бюджет тратится нецелесообразно. Львиная доля уходит на инфраструктуру: строительство кампусов и корпусов. И на псевдонаучные и псевдопедагогические направления. Преподавателя завалили бумажной отчетностью: УМК, ФОС, РПД. Обязали по графику выдавать определенное количество научных статей в год.
Как считает ученый, разросшийся управленческий аппарат, который старается из всех сил доказать свою профпригодность, регулярно «изрыгает разнообразные почины, судьбоносные инициативы, проверки, грозит аттестацией и увольнениями и т.д.». Профессор напоминает, что преподаватель в провинции имеет огромную нагрузку, которая не позволяет ему заниматься научной работой. А краткосрочные договоры выступают в роли психологического прессинга.
В то время, когда Ниаль Фаткуллин писал свою петицию, сам министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков проводил личный прием граждан в приемной правительства РФ. К нему обратились пять заявителей из разных регионов России. Все искали поддержки министра. Так какие же вопросы заявители не смогли решить без министра? Доцент одного из университетов Республики Мордовия обратился к министру с предложениями по реформированию аспирантуры в вопросах установления обязательной защиты диссертации. В частности, он считает правильной реализацию программ аспирантуры только в вузах, обладающих собственными советами по защите диссертаций. Он также предложил пересмотреть существующую систему обучения аспирантов, совместив теоретическое освоение материала с практической работой по профилю. Заявителю министр предложил принять участие в подготовке соответствующих нормативных правовых актов по реформированию аспирантуры.
Жительница Москвы пришла с просьбой о снятии права бессрочного пользования с земельного участка, предоставленного Московскому педагогическому государственному университету, и передаче его в общую долевую собственность жильцам многоквартирных домов, построенных МПГУ в 2000 году. Руководители автономной некоммерческой организации «Центр академической мобильности» представили Михаилу Котюкову проект «Паспорт мобильности». Это унифицированный онлайн-документ, содержащий всю необходимую персональную информацию о человеке, учитывая имеющиеся у него ограниченные возможности здоровья, географические, социальные, культурные и экономические ограничения.
Ассоциация выпускников Волгоградского госуниверситета попросила министра о содействии в целевом развитии территории ВолГУ как образовательного кластера, в состав которого должны войти университет, научная библиотека, студенческие общежития, парк и другие объекты. И посетители поднимали вопрос необходимости поддержки и систематизации научно-справочной и научно-технической литературы.
Теперь рассмотрим предложения Фаиля Наткуллина. По его мнению, учебная аудиторная нагрузка должна быть в пределах 4–10 учебных часов (два–пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю. Пенсия преподавателей, достигших пенсионного возраста, как и в западных университетах, – около 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при соответствующем желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем.
Соотношение студент/преподаватель, а значит, и финансирование университетов должны проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов. Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок лучше предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по три–пять месяцев через каждые пять лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации.
Фаткуллин предлагает уменьшить полномочия Миннауки и высшего образования, оставив за ним общие рекомендательные функции. Сократить управленческий аппарат университетов, но усилить роль ученых советов. И должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой. А оклады ректоров, проректоров и прочего университетского начальства не должны превышать более чем в два раза средние оклады профессоров.
Кстати... в 2019 году ректоры вузов подали сведения о своих доходах за 2018 год. И СМИ составили рейтинг их. Возглавил топ-список ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко с доходом в 236,9 млн руб., на втором месте Владимир Мау, ректор РАНХиГС (107,6 млн), на третьем – ректор Всероссийской академи внешней торговли (ВАВТ) Сергей Синельников-Мурылев (почти 60 млн руб.). Ректор МГУ имени М.В, Ломоносова Виктор Садовничий - на 17-м месте. Он получил 13,4 млн руб. Разумеется, доход ректоров сформировала не только зарплата, а еще и другие виды научной и консультационной деятельности. Но цифры все равно завораживают. И не только рядового профессора.
комментарии(0)