0
3711
Газета Образование Печатная версия

25.09.2019 18:42:00

Консенсуса в образовательном стандарте нет и не будет

Из кризиса ФГОС может вывести только волевое решение

Тэги: образование, стандарты, фгос


образование, стандарты, фгос Автор открытого письма Елена Шмелева растит новую элиту России. Фото с сайта kremlin.ru

Разгорается новый виток борьбы против федеральных госстандартов средней школы (ФГОС), которые готовится принять Минпросвещения РФ. К недавнему открытому письму, под которым поставили свои подписи известные в образовании люди, прибавилось письмо председателя центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелевой. Адресовано оно вице-премьеру по вопросам социальной политики Татьяне Голиковой. Предложение все то же: стандарт не принимать, доработать.

Напомним, что ранее Комитет гражданских инициатив (известный как «кудринский») выступил против новых вариантов ФГОС, назвав их архаичными и носящими имитационный характер. «В нынешней редакции проекты стандартов не ориентированы на приоритеты научно-технологического развития страны...» – замечает в своем послании Елена Шмелева, которую, кстати, называли во время недавней смены кабинета министров наиболее вероятной кандидатурой на пост министра просвещения. Назначили Ольгу Васильеву... Почему – вроде бы всем понятно. Но лишний раз напомним, что Елена Шмелева занимается образованием интеллектуальной элиты. Как вы понимаете, иметь «Сириус» в качестве образца для всех прекрасно, но всех «сириусовцами» не сделать. Нужен тот, кто решает насущные нужды населения. Кстати, совсем недавно корреспондент «НГ» была свидетельницей, как Ольга Васильева советовала маме одного ребенка обязательно «отдать его в «Кванториум». «Кванториум» в некотором смысле – антипод «Сириуса». Как и Елена Шмелева – антипод Ольги Васильевой. И обращается она не к Васильевой, как остальные, а сразу - к Голиковой.  Впрочем, глава «Сириуса» объяснила этот ход тем, что писала свои соображения Ольге Васильевой, но ее  предложения остались без внимания...

Не будем глубоко вникать во взаимоотношения знаковых фигур в образовании, попробуем сосредоточиться на первоисточниках. «Стандарты не предусматривают междисциплинарное обучение, вариативность и использование сквозных технологий», – предупреждает Елена Шмелева. Они, по ее мнению,  «затрудняют возможность использования и применения их при постоянно совершенствующихся санитарно-эпидемиологических и противопожарных нормах и правилах». 

Также Елена Шмелева считает необходимым «урегулировать с научно-педагогическим и экспертным сообществом принципиальные разногласия в проектах ФГОС». В «урегулировании» нуждается: «Избыточность требований к условиям реализации общеобразовательных программ, жесткая фиксация излишне детализированного обязательного для изучения учебного материала, невозможность учета индивидуальных особенностей учеников, а также отсутствие оценки возможностей по обеспечению преподавания и реального освоения учащимися предлагаемого объема учебного материала».

Все верно. Работая с одаренными детьми и с не менее одаренными педагогами, Елена Шмелева не может мыслить иными категориями. А вот далее цитата будет совсем неожиданной. Глава «Сириуса» в письме возражает против варианта, который предложили на комиссии по ФГОСам - «о присвоении части общеобразовательных организаций статуса инновационных площадок с предоставлением им права корректировать блоки обучения в соответствии с собственным учебным планом». Она считает, что такая мера несет риск высокой «коррупционной составляющей в процессах присвоения школам соответствующих статусов и поступления обучающихся в такие образовательные организации».

Мысль не лишена логики. Только здесь нелишне вспомнить, что и сам «Сириус», по большому счету тоже площадка, закрепляющая расслоение школьников. Потому что нет такой замечательной методики, которая бы четко ответила на вопрос: одарен ребенок или просто хорошо подготовлен? Будем наконец искренними: в «Сириус» привозят детей, которым посчастливилось попасть в руки настоящих педагогов и специалистов. Или тех, у которых родители способны оплатить качественное обучение. Других здесь нет. 

И насчет консенсуса – тоже не все просто. Напомним, что нынешний вариант стандартов появился в марте 2019 года. Сразу же Министерством просвещения было объявлено его всестороннее обсуждение. Собранные в большом количестве мнения экспертов оказались сильно противоречащими друг другу.  И урегулировать все разногласия профессионального сообщества невозможно, потому что профсообщество разделилось на два непримиримых лагеря.

Что касается самого документа, то его объем по сравнению с предшественником 2012 года стал больше в четыре раза. Неизменными в старом варианте и новом остаются: общая направленность на фундаментальный характер образования, цель формирования российской гражданской идентичности, ориентированность на построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учеников. 

Сохраняются три вида требований: к программам, условиям и результатам. Закрепляется деление результатов на предметные, метапредметные и личностные. Вместе с тем провозглашается «единство учебной и воспитательной деятельности».

Также кратко напомним, что изменилось по сравнению с прежними. Это - абзацы про освоение цифровых образовательных сред. Обновлением станет спецификация требований к предметным и метапредметным результатам по отдельным предметам. Раньше только задавались рамки. Закреплены минимальное и максимальное количество часов, необходимых для реализации программ по всем областям. Учитываются возрастные особенности учеников. Прописан системно-деятельностный подход к образованию. Новая редакция ФГОС закрепляет принципы вариативности, указывает на необходимость учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Более конкретно определяется и содержание программы воспитания. 

Сегодня на «Федеральном портале проектов нормативных актов» размещены проекты приказов Минпросвещения о введении в действие новой версии стандартов. Это означает, что наступила финальная стадия обсуждения...Вспоминается 2011 год, ожесточенный спор вокруг стандартов старшей школы и реплика тогдашнего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «Консенсуса в образовании не было, нет и не будет...» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2119
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3486
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7003
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10203

Другие новости