Психологов очень беспокоит эмоциональное выгорание наставников детей. Фото PhotoXPress.ru
ФИРО РАНХиГС был проведен масштабный онлайн-опрос, посвященный доверию и доверительным отношениям в школе «глазами учителя». Опросы показали, что часть педагогов не считает доверие чем-то важным для школы вообще, а примерно каждый 10-й родитель убежден, что учительский труд – это потребительская услуга.
Без доверия в экономике никак нельзя, считают западные экономисты. И есть множество исследований, подтверждающих значительное влияние этого фактора на экономику. Доверие к окружающим имеет четкую корреляцию с долей ВВП на душу населения и его ростом, стимулирует развитие компаний и организаций, повышает степень вовлеченности в финансовые рынки, влияет на экономические и финансовые транзакции на международном уровне, а также положительно влияет на управленческую политику и организационную структуру компаний, свидететльствуют экономисты. Иными словами, доверие способствует активному экономическому росту. Только ведь формируется оно еще со школьной скамьи...
Посмотрим, как с этим обстоят дела в самой школе. Согласно исследованию, проведенному Татьяной Скрипкиной, доктором психологических наук (ФИРО РАНХиГС) и Эльвирой Вандановой, кандидатом психологических наук (ФИРО РАНХиГС), часть учителей считают, что доверие вообще лишнее в профессиональной деятельности, так как не является компетенцией учителя, главная его задача – это обучение учащихся. (А вот самим учителям, похоже, общество хочет доверять. По крайней мере учитель входит в топ-список профессионалов, пользующихся доверием общества...) Особенно доверяют группе педагогов со стажем работы от 20 лет, говорит новое исследование. Причем большой опыт работы позволяет этим учителям не всегда соглашаться с представителями администрации и даже вступать с ними в противоречия и конфликты. Именно эта группа учителей будет формировать доверительное пространство и в среднесрочной – на ближайшие три года, – а с учетом повышения пенсионного возраста и в долгосрочной перспективе, считают психологи.
Современная школа– территория потенциального риска для существования доверительной и безопасной среды. Что мешает доверию учителей? Препятствием доверию выступают негативные качества учащихся, настрой родителей, безответственное отношение к учебе, установки учителей на статусную дистанцию.
Что мешает доверять родителям? Неискренность, лживость, желание выгородить своего ребенка, оправдать его, неправильный, с точки зрения учителей, родительский подход к воспитанию, отсутствие или недостаток общения с родителями, разница в базовых ценностях и возрастные различия. Особое место в ответах учителей занимает ответ «агрессия, неуважение, потребительское отношение к учителям», порожденный мнением о том, что образование рассматривают как сферу услуг.
Что мешает доверять администрации? Большинство опрошенных учителей (80,6%) ответили на данный вопрос: «Ничего». Тем не менее, считают ученые, столь большое количество положительных ответов является социально желательным. На самом деле учителя (хотя и не все) боятся давать честные и искренние ответы на этот вопрос, так как исходя из ответов возникает ощущение, что в ряде случаев произвол администрации порождает не только недоверие, но и страх искренне отвечать на данный вопрос, замечают авторы исследования. Учителя боятся санкций.
И это плохо. Ущербны для школы в целом такие случаи, когда администрация ориентируется только на собственные интересы. Администраторы ведь не всегда понимают, что все участники образовательного процесса – учителя, дети, родители – нуждаются в равной организационной и управленческой поддержке и заслуживают ее, считают психологи ФИРО.
Само руководство школы чаще всего ориентируется на отчеты – так называемые бумажные дела. Это может давать неплохие результаты, но на короткой дистанции. Стратегически же это путь к разрушению доверия. Еще школе очень нужны механизмы, которые позволят компенсировать низкие доходы и эмоциональные потери педагогов, беспокоятся авторы нового исследования.
комментарии(0)