Обычная «продленка» – это вчерашний день. Совсем скоро все будет иначе... Фото PhotoXPress.ru
Как сообщают белгородские СМИ, до 2021 года 40% школ, гимназий и лицеев области перейдут на новый режим работы: с 8.00 до 18.00. В текущем учебном году к проекту будут подключены 48 общеобразовательных учреждений, через год их станет уже 100, а в 2021-м – 248 из 551 (которые есть на сегодняшний день). Все это стало возможным после того, как в Белгородской области была разработана и принята в работу стратегия «Доброжелательная школа», в основе которой лежат идеи школы полного дня, воспитание школьников согласно кодексу доброжелательности, возрождение наставничества и обучение педагогов «креативности и позитиву», цитируют местные СМИ региональных начальников.
Концепция «Школа полного дня», положенная в основу проекта, предполагает, что школьники будут находиться в ней с 8 утра до 18 часов вечера, сообщают организаторы. Ученики и учителя в такой школе будут обеспечены горячим питанием в формате шведского стола. Расписание же будет нелинейным, то есть уроки станут чередоваться с прогулками, играми и другими видами досуга. Предполагается, что в «доброжелательной школе» должны работать позитивные и креативные педагоги, которые стремятся к саморазвитию, любят детей и помнят себя в их возрасте. Зарплата учителей в такой школе будет на 50% выше, чем в аналогичных, но не вошедших в эксперимент.
Злые языки уже кощунствуют: откуда у области возьмутся деньги на такое роскошество? Откуда возьмутся в таком количестве готовые к новшеству учительские кадры? Но самое интересное, что при всем этом у школьника будет выбор – оставаться в ней полный день или нет, сообщают организаторы. И вот тут сразу возникает вопрос: действительно ли это будет школа полного дня или нет? У многих существует такое убеждение, что все отличие ее от простой заключается в том, что дети после уроков могут задержаться в школе до вечера.
Только думать так – ошибка. Не в этой примечательной «передержке» школьников заключен основной принцип школы полного дня. Он в разумности подхода к обучению в целом. И устроена она больше в духе Царскосельского лицея. Помните, как, по описанию А.С. Пушкина, уроки в аудиториях щедро перемежались плаванием, фехтованием, верховой ездой, уединением и литературными салонами? В истории современной России «царскосельские учебные заведения» впервые появилась в образовательных учреждениях, расположенных в спальных районах мегаполисов. Родители школьников городских окраин уезжали на работу ранним утром, возвращались поздним вечером, так что вопрос детской безнадзорности надо было как-то решать.
В сельской местности с родительским надзором складывается подобная же ситуация. Там, кстати, родители могут покидать семью даже не на сутки, а на недели, а то и месяцы. И занятость детей и подростков становится зоной ответственности школы.
Сегодня во многих странах мира по этому же принципу работают частные школы. Уроки в них могут быть и в первой, и во второй половине дня. И домашнего задания соответственно нет, потому что все успевают сделать в школе. Во Франции, например, в таких школах много спорта. На уроках физкультуры ролики, самокат, велосипед, мячи – все идет в ход. В школах Австралии, Финляндии, Японии и даже Эстонии классы принадлежат ученикам с 8.00 до 16.00–17.00 часов. Используется эффективно каждый квадратный метр, прибор, компьютер, верстак, спортивный снаряд и так далее.
Что касается РФ, то здесь все было бы лучше, но мешает чиновничья регламентация. Кстати, когда несколько лет назад 250 школ перешли на работу в такой модели, то, по жалобам учителей, бумажной рутины стало вдвое больше, а учебный прессинг на детей остался прежним. После бесплатного обеда в классах продолжается работа над домашними заданиями. А выбор кружков и секций ограничен возможностями школы.
Причем, кадровые успехи не приведут здесь к тотальному пересмотру сложившейся схемы. Все равно останется тот мелочный школьный (традиционный) формализм, который губит любую работу в этом направлении на корню. Тем не менее будем справделивы, 80% школ Москвы, удостоенных каких-либо образовательных наград, подсказывает статистика, работают именно по принципу полного дня.
Особенно интересным выглядит сегодняшний почин белгородцев на фоне правительственной дискуссии о сокращении рабочей недели на один день. (Предложения по этому вопросу в Минтруд направили представители профсоюзов, и до 30 сентября ведомство обязано озвучить свою позицию о перспективах такого шага). Школьников запирают в стенах школ, а родителям готовят отдых – впору пофантазировать, что расчет здесь идет на предоставление уставшим россиянам полноценного отдыха (в том числе и от детей). Впрочем, концепция новых ФГОСов (федерального государственного стандарта), которые сейчас вводятся в школах РФ, предполагает как раз обратное – полноценное участие семьи в делах школы. Родителям новые ФГОСы настоятельно советуют изучить школьное расписание, помочь внести в него коррективы, активнее участвовать в организации досуга детей и вообще в жизни коллектива.
С другой стороны, появление таких школ говорит о желании регионального начальства не просто заняться вплотную передержкой детей в детских учреждениях во избежание роста детской преступности, но и взять под контроль питание детей. Как мне признавались учителя из регионов, зачастую ребенок получает полноценный обед или завтрак исключительно в школе. Домашний же его рацион крайне скуден. Дети порой просто голодают. Согласно официальной статистике, в среднем 25% учеников из регионов страны имеют дефицит массы тела. Причем у сельских юных жителей он встречается чаще, чем у городских.
комментарии(0)