0
2767
Газета Образование Печатная версия

11.09.2019 18:21:00

Токарь-универсал c кругозором из XIX века

Чиновники предлагают все более и более экзотические способы подготовки рабочих кадров

Тэги: профобразование, технические профессии


профобразование, технические профессии В России доля школьников, выбирающих обучение рабочим профессиям, выросла до 59%. Фото с сайта www.worldskills2019.com

В Министерстве просвещения РФ разработан и вынесен на обсуждение проект приказа о пересмотре содержания перечня направлений подготовки в профобразовании. Проект вносит изменения в ряд действующих нормативных документов, предписывая завершить прием по ряду устаревших направлений подготовки с 2021 года. Что это? Небольшие «косметические процедуры»? Или решение с наскока основополагающего вопроса – что будет с системой профобразования?

В новый перечень «оптимизации» попали 32 направления, среди которых «техническая эксплуатация промышленного оборудования», «оптик-механик», «станочник», «парикмахер», «автомеханик», «токарь-универсал», «мастер отделочных строительных работ», «слесарь», «фрезеровщик-универсал» и др.

Параллельно идет процесс обновления материальной базы колледжей. Вице-премьер правительства Татьяна Голикова заявила, что в рамках национального проекта «Образование» планируются беспрецедентные «изменения в материально-техническом обеспечении среднеспециальных учебных заведений». «Мы существенным образом наращиваем объем субсидирования материального обновления колледжей и техникумов в стране. В прошлом году на эти цели выделено 1,5 млрд руб. В этом году размер грантов возрос в два раза и достиг 3 млрд руб., всего же до 2024 года на данное направление будет выделено около 26 млрд руб.», – анонсировала новые рубежи и министр просвещения РФ Ольга Васильева.

В принципе для системы среднего профессионального образования (СПО) даже названные суммы – капля в море. Вот и само министерство это хорошо понимает. Обновить материальную базу во всех – а это 3,5 тыс. – заведениях СПО очень сложно. А главное – незачем. «Это очень дорогостоящее мероприятие, – заявила замминистра просвещения Ирина Потехина. – И не всегда это имеет смысл: если мы сейчас полностью поменяем материальную базу, уже через пять лет многое устареет». 

Между тем правительство продолжает ориентировать учащихся школ и их родителей на выбор среднего специального образования. И этот призыв услышан. Выросла доля школьников, которые выбирают колледжи: она увеличилась до 59%, заявила Татьяна Голикова. Правда, население скорее вынуждено не столько выбирать, сколько реагировать... «Материальные сложности семей становятся одной из причин, по которым родители предпочитают направлять своих вчерашних девятиклассников в техникумы, училища и колледжи», – свидетельствуют авторы «Мониторинга эффективности школы» Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС).

Большие финансовые вливания в СПО происходят на фоне непонятных явлений в самой этой системе. «Среднее профтехобразование – это мы!» – заявили на пресс-конференции после чемпионата WorldSkills International 2019 в Казани глава направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив Дмитрий Песков и генеральный директор союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. Это заявление удивляет. Дело в том, что система СПО в России включает в себя и общеобразовательную подготовку, и профессиональную. Первую – потому что дети после девятого класса – это абсолютно «сырой материал». А после техникумов (колледжей) – они приблизительно дотягивают до уровня средней школы. 

Роберт Уразов подчеркивает: «Как долго можно готовить в нашей стране парикмахера? Пять лет и десять месяцев. Если мы посмотрим на нормативные сроки – это два-три года. Рынок меняется быстро – и образовательная система подготовки специалистов для рынка должна меняться быстро. Необходимо сокращать сроки разработки программ профессиональной подготовки до шести месяцев. Самих молодых специалистов обучать тоже шесть месяцев. При этом технологии обучения должны быть модульными и мобильными, максимально оперативно реагирующими на запрос бизнеса».

А вообще для новой экономики, добавляет Дмитрий Песков, обучать людей нужно трем ключевым навыкам. Во-первых, программирование – человек должен уметь работать в цифровой среде хотя бы на уровне пользователя. Второе – навыки, связанные с креативом и дизайном. Способность создавать – это то, чего еще долго не будет у роботов. И последняя область – умение обеспечить себя самого, способность к предпринимательству, самозанятости. 

Предположим, кто-то услышал этот призыв и быстро перестроился, ликвидировав у себя в регионе подготовку из списка «умирающих профессий». Получается, что выпускники – это девять классов школы, готовые после шестимесячной подготовки к рынку труда. А образование? А это – балласт, если следовать логике приведенных выше заявлений. Похоже, эту логику поддерживают и чиновники от образования.

Так, по мнению Ирины Потехиной, если систему СПО оставить в ее нынешнем виде, то качество среднего профобразования будет ухудшаться, студенты станут учиться в две-три смены (их же будет все больше, сегодня уже 59% всех школьников). А на выходе не будут ничего уметь: ведь профессии, которым их учат, отмирают. В итоге у колледжей и техникумов останется лишь одна функция – «социального сейфа». 

То есть и профподготовки нет, и образование – фикция... Роберт Уразов, на Дальневосточном экономическом форуме дает несколько уточненную характеристику предстоящих преобразований. И конкретно для Дальнего Востока предложил разделить проблему на две: «подготовка специалистов для действующей экономики и новые кадры для новой экономики». Похоже, Уразов отдает себе отчет, что даже просто мастеров для системы профессионального обучения в масштабах всей страны невозможно так быстро подготовить. Поэтому надо что-то отдать на откуп прежней системе, чуть-чуть обновив ее. Но даже при этом речь все равно идет исключительно о «рабочей» подготовке. 

В правительстве между тем продолжают искать золотую середину. К 2024 году в России, заявляет Татьяна Голикова, будет создана сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки. Центров, где будут учить профессиям будущего. (Кстати, поговорив с одним из руководителей такого направления, я поняла, что речь идет не о каких-то футуристических и непонятных профессиях, а в основном о тех, что уже существуют в развитом мире.) 

И все равно вопрос, что будет со сложившейся «неэффективной» системой профобразования, остается открытым. Будут ли продолжать вливать молодое вино (стандарты WorldSkills) в старые меха (сложившаяся годами система СПО) и тем самым в конце концов все равно уничтожат ее своей «оптимизацией»? Или отбросят все «изобретения», сделают «железо» отдельно, а «образование» отдельно. И создадут просто «среднюю ступень» без привязки к какой-то конкретной профессии. Что-то типа вечерних школ, только на новом витке их развития. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Технологический прорыв без математики невозможен

Технологический прорыв без математики невозможен

Наталья Савицкая

Правительство задумалось о качестве преподавания одного из основных школьных предметов

0
12237

Другие новости