1
10244
Газета Образование Печатная версия

04.09.2019 17:30:00

Российские школьники – самые тревожные в мире

Развивать у детей невосприимчивость к стрессогенным факторам советуют родителям психологи

Тэги: исследование, школьники, стресс


исследование, школьники, стресс Психологи считают, что наши дети стали более подвержены стрессам. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Аналитическая компания Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education провела глобальное исследование «Уверенность в процессе обучения» в нескольких странах мира. 79% российских школьников в ходе исследования заявили о существовании стресса, вызванного обучением в школе. Второе место занимает Китай – 64%, на третьем месте – Германия с 61%. Исследование подтвердило также, что чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам в учебе.

В ходе опросов учителя, школьники и родители заявили, что ключевой причиной стресса является школьная оценка, а также сравнение учеников между собой. Так, на вопрос «Когда меня сравнивают с другими учениками, я чувствую беспокойство» больше всего положительно ответили 66% учеников из США, 55% учеников из России и 39% учеников из Германии. Тесты и экзамены также вызывают повышенную обеспокоенность и волнение у школьников. Процент таких результатов опроса высок во всех странах: 57% в России, 58% – в Японии, 64% – в США, 66% – в Германии, 73% – в Китае.

Чтобы понять, надо ли беспокоиться по поводу этих цифр, требуется, конечно, куда более подробное исследование с более точными цифрами. Психологи напоминают, что есть такой термин «тревожные дети». Это неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Они боятся ответственности и крайне редко проявляют инициативу. Их примерное поведение в школе – своего рода ширма, за которой кроются нерешительность, несамостоятельность, склонность к излишнему самокопанию, инфантильность и внушаемость. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Иногда у него реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. В последнее время количество таких тревожных детей растет по всему миру.

«Значимым фактором при рассмотрении вопроса о возникновении тревожности у детей является успешность ребенка в школе, – говорит кандидат психологических наук Ирина Агличева. – У школьников с нормальным уровнем личностной тревожности удовлетворенность успеваемостью зависит преимущественно от полученной отметки. Тревожные же дети чаще не удовлетворены своей успеваемостью вне зависимости от оценок».

Кстати, а стоит ли уделять столько внимания исключительно влиянию отметок? Согласно многочисленным исследованиям, проведенным на эту тему, не менее сильным фактором, вызывающим сильный стресс учеников, является нетактичное поведение учителей по отношению к ним. Это также одна из основных причин детской тревожности. А отношение одноклассников? Та же самая картина. Косвенным образом это подтверждают и недавние исследования Общероссийского народного фронта. Они провели масштабные опросы и, согласно им, 52% россяин признали, что комфортная атмосфера в школе важнее, чем успеваемость.

Но вернемся к школьной оценке. Если дело только в ней. Так, может, ее отменить? И не только в младшей школе. Буквально на днях в иностранных СМИ проскочили сообщения, что в Финляндии решили отказаться не только от отметок, а вообще от классно-урочной системы. Там в школах произвольно комбинируют предметы и усиленно пропагандируют расслабленную концентрацию внимания. Никакого принуждения (зачем нервировать детей), только мероприятия, направленные на повышение стимуляции к знаниям, – таков девиз финских школ. Напомним,  что в Финляндии одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Она много лет занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Эксперты считают, что главная особенность финской образовательной системы – это ее расслабленность (relax). Странно, что для достижения ощутимых успехов в образовании Финляндия «отпустила вожжи» и занялась поисками стимула для учащихся. Правда, это все еще сочетается с тем, что там работают с «середнячками», доводя слабых до их уровня. Упор делается на подтягивание отстающих, а не на сильных учеников.

«Стресс не всегда бывает только деструктивным, – говорит школьный  психолог Николай Сорокин. – Бывает и конструктивным. Например, как образуется деструктивный стресс у школьника. Поссорился с родителями ребенок, пришел в школу, работает на уроке. И все ему кругом «враждебны»: ему начинает казаться, что учитель к нему придирается, одноклассники насмехаются и так далее. Результатом всего этого становятся новые конфликты. Конструктивный стресс – это когда школьник сталкивается с трудностями и, пытаясь их преодолеть, испытывает либо горечь неудачи, либо радость победы. Основоположник учения о стрессе, ученый Ганс Селье вообще считал, что когда проблем нет, человек подавлен, испытывает утрату интереса и ощущает апатию. И отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса. Моя приятельница косметолог рассказала мне недавно, как к ней на прием пришла мама с дочкой-десятиклассницей. Просила девочке вколоть ботокс. У подростка между бровями легла жесткая складка. Некрасиво. Косметолог посоветовала маме не мучить ребенка, а для исправления дефекта наклеивать на ночь пластырь. Зачем, удивилась мама. Да потому что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Девочка, видимо, много ночью «воюет».

Так что есть смысл подумать над тем, как помочь формированию у школьников невосприимчивости к стрессогенным факторам и способности развивать эмоциональную устойчивость. Кстати, очень важное качество на сегодняшний день. Ведь стрессов с каждым днем все больше и больше. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 07:46 05.09.2019

Стресс является не столько реакцией на воздействие, но и следствием слабой психологической устойчивости. А он основан на множестве факторов, включая физическое здоровье. А с этим в последние десятилетия у школьников стало очень плохо. Куда то ушли обязательные в прошлом трудовые лагеря, занятия спортом выродились в какие - то жалкие потуги физкультурников. В советские годы мы бегали на лыжах в лютые морозы, а сегодня это невозможно в принципе. Здоровый дух может быть только в здоровом теле.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Старые советские учебники родители используют как методички

Старые советские учебники родители используют как методички

Елена Герасимова

Выполнение домашних заданий превращается в семейный квест

0
4220
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
7115
Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Ольга Соловьева

На первой работе выпускницы получают на 20% меньше выпускников

0
3892
Притяжение перерождения

Притяжение перерождения

Юрий Татаренко

Три истории о мужчинах на грани нервного срыва

0
683

Другие новости