0
2564
Газета Образование Печатная версия

04.09.2019 17:23:00

Школа не спешит к "цифре"

Социологи выяснили, почему учителю невыгодно заниматься технологизацией учебных процессов

Тэги: образование, педагогические технологии, школа, цифровая революция


образование, педагогические технологии, школа, цифровая революция Молодые педагоги с гаджетом на «ты». Фото агентства «Москва»

Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства при президенте РФ) провели опросы среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, и обозначили методические проблемы при использовании новых педагогических технологий обучения, сообщает пресс-служба ФИРО. Исследователи отмечают отсутствие у педагогов потребности и интереса к технологиям и недостаточную компетентность их в теории технологизации образования.

Напомним, что правительство поставило перед школой и учителями задачу технологического прорыва, где «цифре» отводится весьма заметная роль. И рьяные исполнители уже готовы ставить телегу впереди лошади, забывая, что IT-технологии – это всего лишь инструмент для достижения определенных целей в образовательном процессе. И не более того. Конечно, перспектива оказаться на обочине технического прогресса не из приятных, но подмена сущностных моментов тоже должна бы всех насторожить.  

Итак, «цифра» существенно ускоряет и формализует все процессы в образовании. Технологизация повышает скорость протекания массовых процессов и при грамотной постановке дела может помочь повысить качество образования, так считают апологеты цифровой революции в школе. 

Отпетые критики «цифры» (которые были, есть и будут) уверены,  что с ее внедрением в школы исчезнут те важные позитивные явления, которые могли бы протекать в классической среде при наличии сильного педагога.

 А все вместе боятся чиновничьего аврала, когда показатели к приказу большого начальства будут  добывать «штурмовщиной». Чтобы учитель спокойно двигался в направлении цифрового завтра, он должен как минимум понимать, зачем это ему нужно. И действительно ли это может ему помочь. Если задачи учителя решаются без учета данного момента, то никто осваивать «цифру», конечно, не будет. Что, собственно, и выявило исследование ФИРО РАНХиГС.

Как показывают опросы учителей, они прежде всего не умеют «организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников».   Не знают, что это за такие «методы саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием». И не умеют адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности. Также исследователи отмечают ограниченность возможности прохождения учителями методических стажировок.

Несмотря на требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) по использованию новых технологий, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Практически везде главенствует традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы 60%. Причина такого несоответствия желания и возможностей – острая нехватка времени. Если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего времени педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий.

Столь серьезные временные затраты на подготовку вызваны, по предположению сотрудников ФИРО, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием «необходимой компетентности у учителей». 

Аналитики составили также рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Лидируют в рейтинге:  «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов».

В общем, при таком раскладе сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности. Учитель перегружен и не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования, отмечают авторы представленного мониторинга. А некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2032
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3391
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6884
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10009

Другие новости