Молодые педагоги с гаджетом на «ты». Фото агентства «Москва»
Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства при президенте РФ) провели опросы среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, и обозначили методические проблемы при использовании новых педагогических технологий обучения, сообщает пресс-служба ФИРО. Исследователи отмечают отсутствие у педагогов потребности и интереса к технологиям и недостаточную компетентность их в теории технологизации образования.
Напомним, что правительство поставило перед школой и учителями задачу технологического прорыва, где «цифре» отводится весьма заметная роль. И рьяные исполнители уже готовы ставить телегу впереди лошади, забывая, что IT-технологии – это всего лишь инструмент для достижения определенных целей в образовательном процессе. И не более того. Конечно, перспектива оказаться на обочине технического прогресса не из приятных, но подмена сущностных моментов тоже должна бы всех насторожить.
Итак, «цифра» существенно ускоряет и формализует все процессы в образовании. Технологизация повышает скорость протекания массовых процессов и при грамотной постановке дела может помочь повысить качество образования, так считают апологеты цифровой революции в школе.
Отпетые критики «цифры» (которые были, есть и будут) уверены, что с ее внедрением в школы исчезнут те важные позитивные явления, которые могли бы протекать в классической среде при наличии сильного педагога.
А все вместе боятся чиновничьего аврала, когда показатели к приказу большого начальства будут добывать «штурмовщиной». Чтобы учитель спокойно двигался в направлении цифрового завтра, он должен как минимум понимать, зачем это ему нужно. И действительно ли это может ему помочь. Если задачи учителя решаются без учета данного момента, то никто осваивать «цифру», конечно, не будет. Что, собственно, и выявило исследование ФИРО РАНХиГС.
Как показывают опросы учителей, они прежде всего не умеют «организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников». Не знают, что это за такие «методы саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием». И не умеют адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности. Также исследователи отмечают ограниченность возможности прохождения учителями методических стажировок.
Несмотря на требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) по использованию новых технологий, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Практически везде главенствует традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы 60%. Причина такого несоответствия желания и возможностей – острая нехватка времени. Если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего времени педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий.
Столь серьезные временные затраты на подготовку вызваны, по предположению сотрудников ФИРО, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием «необходимой компетентности у учителей».
Аналитики составили также рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Лидируют в рейтинге: «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов».
В общем, при таком раскладе сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности. Учитель перегружен и не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования, отмечают авторы представленного мониторинга. А некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств.
комментарии(0)