1
3322
Газета Образование Печатная версия

21.08.2019 17:30:00

От студентов ожидать творчества в науке трудно

Особенности высшего образования в РФ с точки зрения индийского профессора

Тэги: студенты, вуз, высшее образование


студенты, вуз, высшее образование Фото pixabay.com

О том, как работает система безопасности США в отношении иностранной профессуры, чем современные студенты отличаются от студентов предыдущих поколений и почему гранты – это иногда плохо… В беседе с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ рассказывает профессор Томского университета, директор и исследователь Secureoffice technologies private limited (Индия) Рамасубба СУНДЕР.

– Господин Сундер, вы много лет приезжаете в нашу страну, читаете студентам лекции. Как вы восприняли информацию о том, что Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало отечественным исследователям и преподавателям ставить в известность свое руководство о контактах с иностранцами?

– Что касается события, о котором мы говорим, мне кажется, мы страдаем паранойей. И нынешнее постановление – это из серии того, что было когда-то в Советском Союзе. Когда в те времена разговор заходил об общении между учеными, всегда бюрократам легче было сказать «нет», чем «да». И это довольно странная позиция, потому что если проводится какая-то серьезная исследовательская работа, то ее познать за миг, за время встречи за обедом, просто невозможно.

К сожалению, наша индийская оборонка и ядерщики тоже страдают паранойей по так называемой безопасности. И это явно сказывается на прогрессе этих отраслей. Я тесно сотрудничаю более 30 лет с Лабораторией ВВС США, сам работал у них в течение двух лет, десяток лет служил консультантом по продлению ресурса авиаконструкций, рецензентом заявок на исследовательские проекты. Могу сказать, что нам с вами многому можно научиться у американцев.

В Америке имеется строгое разделение закрытых и открытых работ. Закрытых – даже в военном деле – примерно 5% от всех работ. Перед тем как поставить печать «Секретно», они сто раз подумают. В том числе и о проблемах, ресурсах, требуемых для защиты этого документа. Защита информации обходится налогоплательщику очень дорого. Это может решить проблему безработицы силовиков. Но силовики, к сожалению, не прибавляют «статью доходов». Да, они защищают достояние народа. Но его прежде нужно создавать….

Считаю себя очень счастливым: моя работа включает частые зарубежные поездки, участие в конференциях, семинары в ведущих вузах мира, в том числе в России, США, Китае, Японии, Германии. Да, докладываю своим коллегам на работе о подробностях встреч. Это помогает нашей фирме поднимать уровень своей работы на основании обновленных «реперных точек». Мой опыт менеджмента показывает, что доверие увеличивает мотивацию и самоуверенность коллектива. Конечно, будут отдельные случаи неоправданного доверия. Но стоит ли из-за таких редких исключений тормозить творчество подавляющего большинства?

– Вы преподаете в российских вузах, общаетесь с молодежью. Вы, ваше поколение  ученых, очень рано начинали входить в науку. А сегодня готовы ли студенты для научной карьеры? Интересна ли им чистая наука? 

– Есть черта, которая объединяет студентов всего мира. Когда мы учились, то очень большой акцент делался на фундаментальные знания и аналитику. Тогда было важно, чтобы студент мог не просто понять, как решается задача, но и понимать математические и физические основы, на которых она решается. Сегодня благодаря Интернету студентам приходится иметь дело с потоком информации. И у них просто нет такой возможности обращать внимание на основы. В этом есть и плюсы и минусы.

 Минус в том, что от студентов творческой работы фундаментального плана ожидать трудно. Но из них выйдут лучшие менеджеры. Они знают, что делать с информацией. Минус старшего научного поколения – а я много общаюсь с учеными и у вас, в России, и в Индии – я вижу в том, что они хотят заниматься проблемами, которыми занимались уже ранее, в аспирантуре. Они хотят продвигать науку в каком-то узком сегменте, хорошо знакомом им. Ввиду этого теряется связь с рынком и международным хозяйством. Наука сегодня все чаще обходится без больших задач высокого уровня.

– А гранты эту ситуацию не спасают?

– На мой взгляд, в чисто грантовых программах могут решаться только фундаментальные задачи, да и то через определенный временной лаг они должны получить прикладную реализацию. Что касается прикладных исследований, то получение гранта может служить лишь ступенькой к развитию предпринимательской деятельности ученого-прикладника. В условиях мировой интеграции научного сообщества гранты могут помочь в обретении новых компетенций мирового уровня в создаваемых грантовых лабораториях, тех компетенций, которые обеспечивают технологический прорыв в определенных областях знаний. И помочь коллективу развить до минимально необходимого уровня техническую базу направления, доработать научные методики до промышленного применения. А дальше – он должен выйти на конкурентный высокотехнологичный рынок научного предпринимательства, и уже в отраслевом секторе доказать состоятельность своих разработок.

– Ученый будущего – это еще и менеджер?

– На мой взгляд, любой научной работой должны заниматься коллективы управленческий и исполнительный. Управленческий состав должен иметь одну ногу на рынке. И поддерживать с клиентами тесную связь. Тогда будет толк. А гранты – это одностороннее движение. От них доходов не будет никому. 

Приведу пример, как это организовано при департаменте ВВС США. У них есть свой офис по НИОКР. Работает программа, которая ориентирована на финансирование мелких предпринимателей и вузов. Каждый год департамент выпускает справочник, где каждый лист – это проблема, которая волнует ВВС. Фактически это перечень критических технологий и решение этих проблем. И они приглашают на конкурс мелкие фирмы и вузы. Отбор претендентов осуществляет на базе определенных критериев группа экспертов. И департамент требует от них конструктивно подойти к выбору потенциального партнера. Даже если всего лишь 15% этих проектов решаются успешно, это большой доход государству.

– Что можно, на ваш взгляд, изменить в подготовке студентов в РФ?

– Я бы ввел более гибкую систему выбора предметов. На Западе есть такая система кредитов (модулей – программ, по которым осуществляется обучение). Она позволяет готовить на одном и том же факультете самых разных специалистов. Еще я бы расширил список студентов-иностранцев с предоставлением им возможности устроиться на работу в РФ. А вместо раздачи грантов думал бы больше о балансе скидок и субсидий. Правда, для этого вокруг университета должно быть много малых предприятий. И у вуза должна быть возможность помогать им своим административным ресурсом. Например, выступать гарантом в поддержку этого малого предприятия при получении ими кредита на развитие.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 14:29 24.08.2019

Наука является совершенно органичной частью сферы услуг. Она может и должна зарабатывать, а не висеть только камнем на шее государства. Она должна иметь право зарабатывать из грантовых программ. Российские компании переносят лаборатории за рубеж по причине принципиального запрета на НИОКР в университетских лабораториях. Надо убрать эту глупость и позволить ученым заработать, а предпринимателям - ускорить инновации. Промышленникам нужны лаборатории и инновации, а ученым - сфера приложения патента



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В науке нет непристойностей!

В науке нет непристойностей!

Зиновий Вальшонок

Истории из студенческой юности

0
6383
Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Рейтинги вузов и научных организаций ничего дать не могут, кроме материала для отчетов чиновников

0
33331
Наука ждет новых героев

Наука ждет новых героев

Владимир Полканов

Абитуриентам помогают в выборе будущей специальности

0
30123
Когда университет становится роскошью

Когда университет становится роскошью

Александр Тараканов

Студенты в Италии бросают учебу из-за высоких цен на жилье

0
8541

Другие новости