Если взрослый умеет абстрагироваться от увиденных ужасов, то ребенок – нет. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В омском лингвистическом клубе при Многопрофильной академии непрерывного образования педагог организовала просмотр фильма ужасов воспитанникам, которые потом пожаловались на ее действия своим родителям. Теперь педагога могут оштрафовать. Дело передано в суд из-за нарушения закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Один папа сообщил в СМИ о происшествии в академии и пожаловался на то, что ребенок не мог заснуть после показа и чувствовал себя плохо. На похожие симптомы указали и другие родители. В школу была направлена проверка из областного Министерства образования, Роспотребнадзора и прокуратуры. Дело передано в суд из-за нарушения закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Как показывают кадры с объяснениями учительницы, выложенные родителями в Интернет, женщина так до конца и не поняла, в чем ее, собственно, обвиняют. Нет, перед родителями она, конечно, извинилась. Но добавила, что смотрела фильм с собственным ребенком семи лет в кинотеатре, и «с ним все было в порядке». Также педагог признала, что не проверила маркировку фильма, а она была «16 плюс», и пошла навстречу пожеланиям старших школьников, которые очень хотели посмотреть фильм. Объяснения женщины вызвали живейший интерес в Интернете.
Вообще на проблему «смотреть или не смотреть» фильмы ужасов существует несколько точек зрения. Есть «либеральная», которой придерживаются приверженцы «воспитания свободной личности». Они отходят от традиционных учений. И, чувствуя себя некими «гуру», смело дают в Интернете советы. Они считают, например, что детские страхи должны быть пережиты еще в глубоком детстве, иначе они будут напоминать о себе всю дальнейшую жизнь. И приводят в пример слова Альфреда Хичкока, который однажды сказал так: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня». Хичкок, считают некоторые психологи, переживал свои страхи, «оживляя» их в кино.
И есть другая, традиционная точка зрения, уверяющая, что младшеклассникам смотреть такие фильмы вообще нельзя, а накопительный эффект от просмотра фильмов ужаса в подростковом возрасте сказывается на психологическом развитии ребенка очень плохо.
В американской психологической науке уже много исследований о влиянии жанра «хоррор» на психику детей. Там специалистами подмечено, что после просмотра такой кинопродукции подростки становятся еще более нервными, раздражительными, более агрессивными. У них стирается грань между плохими и хорошими поступками. И специальные исследования киноинтересов школьников показывают, что фильмы ужасов надежно занимают по популярности среди детей вторые-третьи позиции.
«Любой ужас деструктивно влияет на психику человека, – прокомментировала «НГ» ситуацию канд. психол. наук. преподаватель, доцент Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Ирина Агличева, – Что уж говорить о незрелой психике детей и подростков. Для этих возрастных категорий фильмы ужасов противопоказаны. Если взрослый человек еще имеет шанс абстрагироваться от увиденных ужасов, благодаря сформированной у него абстрактной функции мышления, то ребенок и подросток – точно нет. Да и взрослый человек, духовно здоровый, сторонится любого зла, тем более искусственно навязанного».
Рассматривать ситуацию здесь нужно под углом физиологических особенностей развития детей. К 7–14 годам происходит полное формирование борозд и извилин мозга. Мышление, речь, память, воображение, эмоции – все так называемые высшие психические функции, их развитие и созревание у детей органически связаны с созреванием мозга. Уже с шестилетнего возраста дети начинают пользоваться понятиями, абстрагированными от действия. Для них становится доступным выделение общих или групповых признаков, но у них ее еще сформированы такие функции мышления, как анализ и синтез. Дети в этом возрасте очень эмоциональны. Устойчивое доминирование тех или иных эмоций образует почву, на которой формируются основные свойства личности. Поэтому очень опасно заложить в них отрицательные эмоции, которых достаточно много в фильмах ужасов, считает психолог.
Что касается подростков, то с началом пубертата в мозгу ребенка происходят масштабные изменения. Идет перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Быстро растут тело, все органы и ткани, это обусловлено влиянием гормонов, но мозгу еще нужно время для созревания. Здесь не имеется в виду размер, ведь уже к шести годам мозг ребенка составляет примерно 95% мозга взрослого человека. Имеются в виду связи внутри мозга. Взрослые принимают решения, взвешивая возможности и оценивая последствия. А мозг подростков пока еще не всегда так работает. Префронтальная кора головного мозга продолжает развиваться вплоть до 25 лет. И синапсы, отвечающие за такое нейронное общение, все еще растут и специализируются.
Нейровизуализационные исследования ученых показали, что в ситуации предвкушения большого удовольствия мозг подростков «загорается» намного ярче, чем мозг ребенка или взрослого в той же ситуации. Но если в перспективе незначительное удовольствие, то мозг подростка почти не реагирует. Проще говоря, если подростка погладить по головке, он отмахнется. А если дать ему возможность испытать какие-то сильные эмоции, то в мозгу его произойдет фейерверк. И это тоже нужно учитывать, перед тем, как идти у подростков на поводу и разрешать им смотреть опасную продукцию.
комментарии(0)