Учиться везде, постоянно и в любом возрасте – тренд нового времени. Фото РИА Новости
В Пенсионном фонде (ПФР) разъяснили детали закона о страховых пенсиях, которые связаны с периодами обучения и повышения квалификации россиян. Годы «ученичества» не будут засчитаны в страховой стаж. И возможно, что это скажется на образовательных траекториях населения не лучшим образом.
Как разъяснили в ПФР, периоды учебы в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, а также на курсах повышения квалификации, подготовки кадров и переквалификации не засчитываются в страховой стаж. (Это не касается той части населения, которая сочетает работу с учебой.) Напомним, что вдобавок с 2024 года минимальный страховой стаж для получения страховой пенсии по старости достигнет 15 лет. В текущем 2019 году он составляет 10 лет и ежегодно будет расти на один год.
Что это может означать для обучающегося населения? Молодые люди, конечно же, особо не задумываются над тем, что с ними будет через 20–30 лет. Психологи шутят, что в 18 лет люди думают, что после 45–50 жизнь уже заканчивается. Поэтому темы пенсий и накоплений у них отходят на задний план. Это что-то эфемерное, непонятное. А вот старшее поколение, наоборот, ближе к 40–45 начинает осознавать ценность пенсии. И даже понимать, чем страховая пенсия отличается от социальной. И не просто осознавать все эти моменты, а увязывать их с образовавшими трендами в экономике, образовании и социальной жизни страны. А налицо сегодня тренд постоянного обучения.
По данным общероссийских опросов Института социологии РАН, на сегодня около 7 млн взрослых россиян занимаются дополнительным образованием, причем значительная часть – за свой счет. Только в государственной системе ДПО работают более 1500 образовательных организаций. Самые крупные из них – институты повышения квалификации, многочисленные отраслевые курсы, учебные центры служб занятости. Собственные «академии» имеет и каждая крупная корпорация. Существует также около 1500 зарегистрированных негосударственных (частных) образовательных учреждений. По данным специализированного портала ДПО, экономическая ситуация в стране в обозримом будущем потребует переподготовки примерно 20 млн человек. Даже если насущность постоянного обучения на протяжении всей жизни для кого-то сегодня и не столь явно выражена, со временем картина будет все более и более проясняться.
Смотрим еще одну статистику – исследования ВЦИОМа прошлого года. 71% школьников хотят продолжить обучение. Для успеха в жизни, полагают школьники, обязательно нужно высшее образование, а лучше – целых два. Социологи Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) замечают, что большинство желающих учиться после вуза появляется во времена экономических кризисов. В эпоху неопределенности, которую мы сейчас переживаем, обучение – это своеобразный способ избежать жизненных проблем. Что люди и делают охотно. Также замечено психологами, что в период безработицы у человека тоже появляется желание чему-то обучиться.
Закон о пенсионных начислениях косвенным образом сокращает эти «ученические аппетиты» взрослого населения. Ведь взрослые умеют считать. И чем старше становится человек, тем внимательнее он ко всему, что связано с материальной составляющей его жизни и социальными гарантиями.
Но ведь не только отдельному человеку, но и государству нужно видеть картину целиком, учитывая международные долгосрочные тренды. А что происходит здесь? А здесь у нас - «непрерывное образование». По данным ООН, в 1950 году количество пожилых (65+) в мире не превышало 130 млн. К 2015 году выросло в 4,6 раза – до 600 млн. В 2050-м ожидается 1,6 млрд, к 2100 – 2,5 млрд. Отмечается также, что все государства рано или поздно преодолевают одни и те же ступени демографического перехода. В развитых странах процесс запустился примерно на 100 лет раньше и протекал медленнее. Развивающиеся же страны нагоняют по ускоренной программе. С эйджингом (старением) они столкнулись позже, но его высокие темпы существенно обостряют проблему.
На фоне большинства стран эта тема в РФ не выглядит сверхкритичной, но процесс идет. С середины столетия дальнейший эйджинг российского населения почти прекратится, говорят демографы. И к финишу XXI века с показателем 24% Россия окажется в более выигрышном положении даже по отношению к сравнительно благополучным США (28%). К 2023 году число предпенсионеров и пенсионеров превысит 40 млн, считают исследователи Уральского федерального университета (УРФУ).
При этом, как отмечает в своих работах профессор Уральского федерального университета Гарольд Зборовский, старшее поколение по-прежнему обладает важнейшими ресурсами, востребованными на рынке труда. Это – качественное общее и профессиональное советское образование, дисциплинированность, богатый трудовой опыт и сильная мотивация. Социологические исследования показывают, что работники предпенсионного и пенсионного возрастов по ряду показателей нередко не уступают, а то и превосходят молодых работников. Так что приобретение ими каких-то новых знаний и новых навыков полезно и для экономики страны, считают ученые.
Но отношение к этой теме в РФ пока «игривое». Предлагаемая система обучения старшего поколения больше напоминает кружки по интересам. Группы однородны по возрасту и гендерному признаку. И не потому, что в стране гендерный перекос в сторону «возрастных» женщин. Учиться пришли бы и мужчины, чем, собственно, можно было поднять и качество их жизни. Только для этого нужно сделать образование для них полноценным, настоящим, университетским. Социологические исследования УРФУ показывают, что взрослому населению нравится учиться вместе с молодежью. И молодые в целом с симпатией относятся к возрастным соседям по парте. Хоть и считают их «чудиками».
Интересно наблюдение профессора УРФУ Полины Абрамовой. Анкетирование студентов показало, что они практически не общаются с бабушками и дедушками и очень мало – с родителями. Совместное обучение с представителями старшего поколения способно поменять эту картину. И это один из способов сформировать у молодежи понимание проблем и возможностей старшего поколения.
Но мало того что в большинстве учреждений среднего профессионального, дополнительного и высшего образования нет подразделений – кафедр, факультетов, департаментов, институтов, – специализирующихся на обучении старшего поколения людей. А количество бюджетных мест в вузах не рассматривает возрастных претендентов на бесплатное обучение. Так еще и закон о пенсионных накоплениях может ограничить взрослое население в этом стремлении.
комментарии(0)