Фото Pixabay.com
О том, как облегчить выбор профессии школьникам, что за наука «тестология» и почему расстреляли лидеров профориентации в СССР – об этом с журналистом Айной ДЕНИЕВОЙ беседует старший научный сотрудник Академии социального управления (Москва), сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО РАНХиГС), психолог Галина РЕЗАПКИНА.
– Галина Владимировна, сегодня говорят: зачем было разрушать старое в образовании, что очень хорошо работало? Взять, например, ту же систему профориентации. Ведь все было прекрасно. Я знаю, что вы проработали в этой системе не один десяток лет. Что вы думаете об этом? Как работала система тогда?
– В конце 80-х годов в СССР начала создаваться государственная система профессиональной ориентации молодежи. И 40 крупнейших городах, в том числе в столицах союзных республик, действовали территориальные центры профориентации, в которых работали профконсультанты. Они оказывали бесплатные и по тем временам достаточно качественные услуги старшеклассникам. Подобные службы были созданы в Европе и США еще в начале XX века. Мы задержались с ними почти на 80 лет, хотя попытки создания подобных служб предпринимались даже в первые годы советской власти. Взлеты и падения профориентации традиционно связывают с периодами некоторой свободы, оттепели, или, наоборот, временем закручивания гаек. В 90-х годах интерес государства к вопросам профориентации совпал с перестройкой. Но уже в начале 2000-х годов государственные центры профориентации были «оптимизированы». Система, пусть и несовершенная, была утрачена. И только в последние годы тема снова стала актуальной.
– На чем базировалась наша модель профориентации?
– Фрагменты были взяты из разных систем. «Профессиональные пробы» как важный элемент профориентационной работы мы позаимствовали у японцев. У нас она преобразовалась в межшкольные учебные комбинаты, в которых старшеклассники знакомились с основами двух-трех профессий. Формула «могу, хочу, надо» выросла из идеи американского социолога Парсонса о том, что каждый человек обладает набором определенных способностей, а каждая профессия – своим набором требований к человеку. Нужно всего лишь просчитать человека с помощью тестов и организовать «встречу» с подходящий профессий: в идеале «могу», «хочу», «надо» должны совпадать. На практике хочется одно, можется другое, а надо – третье.
– Какой подход кажется интересным вам?
– Мне близок феноменологический подход, который рассматривает человека как цель и смысл общественного развития, а не как средство повышения производительности труда или решения экономических проблем. Хотя одно другому не противоречит.
– Кто стоял у истоков системы профориентации в России?
– У нас все было интересно. В России становление и развитие психологической диагностики связано с именами крупнейших ученых XIX–XX веков Лазурского, Бехтерева, Лесгафта, Россолимо, который разработал методику комплексной диагностики индивидуальных психических свойств. К началу 30-х годов советские ученые были признанными лидерами нового направления в психологии. Один из создателей российской психотехники и промышленной психологии Исаак Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига, был президентом Международной психотехнической ассоциации. Основатель и руководитель Центрального института труда Алексей Гастев, ученый, поэт, человек энциклопедической образованности, создал систему научной организации труда. Но судьба этих замечательных ученых была трагична – оба в годы репрессий были расстреляны, а их идеи в то время были признаны ошибочными.
– Почему так боялись открыть двери для тестологии и профориентации?
– По мнению известного специалиста в области психологической диагностики А.Г. Шмелева, выход печально известного постановления 1936 года, подрубившего под корень советскую школу исследований в области психологических измерений, был вызван тем, что высокопоставленные чиновники увидели в них угрозу своему положению. Вероятно, боялись, что психологи теоретически способны просчитать их профессиональную несостоятельность.
– А в чем проблемы современной профориентации? Что мешает, что продвигает?
– Сегодня мы возрождаем профориентацию, не сделав «работу над ошибками», не разобравшись, почему прежняя профориентация была недостаточно эффективной. Я вижу проблему в разрыве между практикой и наукой. Практики ждут от ученых новых идей и подходов, качественного научно-методического обеспечения профориентационной работы. На федеральном уровне с 2004 года нет организации, которая бы занималась разработкой, экспертизой, апробацией и внедрением методик, координацией профориентационной работы. В отсутствие качественных и доступных услуг нишу заполнили дилетанты и коммерсанты, нередко предлагающие сомнительные тесты, которыми охотно пользуются ленивые и доверчивые люди: профориентация по гороскопу, почерку, отпечаткам пальцев, устаревшим методикам, не доказавшим свою эффективность. Но это все тактические вопросы, они решаемы, в этом направлении мы работаем. Более серьезные проблемы – ограничение возможностей профессиональной самореализации молодежи, падение трудовой мотивации, депрофессионализация. Для коренного изменения ситуации нужна продуманная долгосрочная стратегия, направленная на воспитание честных, ответственных и трудолюбивых людей.
– Расскажите о своей любимой психодиагностической методике.
– Мне нравится тест интеллектуального потенциала чешского психолога Павла Ржичана. Это невербальный тест, который свободен от всех культурных наслоений. Методика выявляет то, что заложено природой, способность человека к выполнению основных мыслительных операций. Бывает так, что двоечник показывает высокий результат по этому тесту. Значит, взрослые не смогли вовремя разглядеть и раскрыть потенциал ребенка. Подростка же успех в ситуации тестирования окрыляет, дает возможность поверить в себя.
– А этот тест можно выполнить самостоятельно?
– Можно, если у вас есть «ключи» к нему и вы знакомы хотя бы с основами психодиагностики. Но смысл диагностики не в констатации иногда очевидных вещей. Любая диагностика, в которой не заложена возможность развития, бессмысленна, если не безнравственна. Я рассматриваю психологическую диагностику способностей как старт, как повод для разговора о возможностях ребенка.
– Вы знакомы с Атласом новых профессий, который продвигало прежнее Минобрнауки РФ вместе с АСИ (Агентство стратегических инициатив. – «НГ») в качестве основного пособия по профориентации?
– Я не знала, что кто-то воспринимает Атлас новых профессий как основное пособие по профориентации. Мне нравится его идея и структура, это забавная вещь, но к нему нужно относиться критично. Через год посмотрим, насколько сбудутся их прогнозы. Пока же многих указанных в атласе профессий официально не существует. Соответственно, нет профессиональных стандартов и обучающих программ. Атлас можно использовать как элемент профориентационной работы. Опасность атласа – смещение внимания детей с сущности профессий на эффектную оболочку, что может осложнить дальнейшее профессиональное самоопределение.
комментарии(0)