Отстающим ученикам надо помогать, проблемы с освоением школьной программы ведут к нищете. Фото агентства «Москва»
Как оказалось, после 30 лет реформ и преобразований в нашей стране примерно 20% населения находятся ниже порога бедности. (Это по оптимистичным оценкам на основе МРОТ.) Президент поручил правительству бороться с этой бедностью. Многие международные исследования показывают, что семейный контекст влияет на школьные успехи ребенка. И бедность рождает бедность. Возникает вопрос, что делать. Социологи изучили международные практики и дали свои советы.
Недавно во время поездки на Урал в одном из пригородов Екатеринбурга я встретила ранним утром маму и мальчика лет 12, которые рылись в мусорных ящиках в поисках пластиковой тары. Поразила даже не сама картина занятий этих людей, она сегодня повторяется довольно часто. Удивил внешний вид мамы и ребенка. Они были одеты современно и небедно. В защитных прозрачных костюмах, полностью закрывающих их тело, в перчатках. Мама в разговоре пояснила, что они заключили договор с мусороперерабатывающей фирмой по сдаче пластиковой тары, а мальчик зарабатывает себе на летний отдых. На самом ли деле обычная семья просто необычным способом справляется с отсутствием денежных ресурсов на отдых либо они просто испытывают большие бюджетные трудности? Лукавила мама здесь или нет – сказать сложно.
Новый взгляд на этот эпизод дает недавняя статья на ресурсе ИноСМИ. Она сообщает о том, как семейная пара из Индии решила совместить сразу две полезные вещи в одну. Предприниматели Мазин Мухтар и Парвита Сарма открыли необычную школу для бедных детей, в которой ученики расплачиваются пластиком. Такая идея пришла им после того, как в стране участились случаи использования этого продукта для обогрева помещений. О том, что он наносит сильный вред здоровью и экологии, многие индийцы даже не подозревают. Поэтому семейная пара нашла вредному пластику другое применение – он стал валютой для оплаты учебы. Детей в школе, которая, кстати, имеет экологическое направление, учат важным дисциплинам и помогают преодолеть бытовые трудности.
А вместе эти два эпизода заставляют задуматься над тем, как другие страны решают вопросы качественного обучения в условиях нарастающей бедности населения. Какие программы поддерживающего обучения существуют в разных странах. Существует такая точка зрения, что бедность плодит бедность. Низкий уровень образования, доходов, культурных запросов в семье часто плохо отражается на учебе школьника и в итоге может блокировать для него социальный лифт.
Так-то оно так. Только и строгой предопределенности здесь нет. Сколько мы знаем примеров, когда ребенок преодолевает обстоятельства. А государство приходит ему на помощь.
Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Сергей Косарецкий, Александра Михайлова и Евгений Исаев изучили опыт российских школ, добившихся высоких результатов вопреки семейному контексту учеников, и аналогичную практику в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Ирландии, Португалии и Бельгии. И готовы подсказать способы разрешения данной ситуации.
За рубежом школам, в которых много детей из низкоресурсных семей, часто выдают целевые субсидии или повышают финансирование, сообщают они. При этом школы часто сами решают, какие направления поддержать. Можно, например, нанять дополнительный персонал или доплачивать педагогам за работу с отстающими учениками. На резервные ресурсы также можно создавать консультационные центры, набирать команды специалистов.
Пример из Великобритании – программа дополнительных денежных вложений «Лондонский вызов». Изначально локальная, потом она охватила другие регионы. Школы со сложным контингентом получают дополнительные деньги. Remedial education – это программы по развитию ключевых навыков (грамотность, счет и пр.). Но в них встроена и система мониторинга тех, кто может отстать и выпасть из системы. Мониторинг нужен, чтобы минимизировать риск потери таких учащихся.
В Португалии детям, которые рискуют не сдать государственный экзамен в 4-м и 6-м классах, устраивают дополнительные занятия и пробные экзамены (для определения уровня их подготовки). Классы могут группироваться в зависимости от результатов учебы, и тогда отстающие получают адресную помощь.
В Бельгии есть специальные педагоги по успешности. В школах, в которых много социально неблагополучных учеников, есть сотрудники, которые выявляют детей с высокими шансами неудач и помогают им. Бесплатное репетиторство фактически.
В Ирландии борьба с неравенством идет уже с детского сада. Выравнивание шансов на образование начинается еще до школы. Детям предлагают бесплатный год обучения перед поступлением в начальную школу.
Во Франции «налегают» на оказание психологической помощи таким детям. Программа включает помощь не только педагогов, но и врачей и социальных психологов.
На основе этого международного опыта сотрудники ВШЭ предлагают такие меры. Прежде всего – это материальная помощь. При этом школы должны иметь возможность самостоятельно распоряжаться средствами. Предлагается также сделать максимально насыщенной образовательную среду. И принять пакет мер для семей – например, персональные сертификаты для получения детьми дополнительного образования.
комментарии(0)