Любить родину – значит прежде всего заботиться о ее природе. Фото РИА Новости
Общественный совет при Министерстве природных ресурсов и экологии, ссылаясь на требования федеральных государственных образовательные стандартов (ФГОС), рекомендовал Министерству просвещения ввести экологию в качестве отдельного предмета в школьную программу с последующим введением ЕГЭ по этой дисциплине. Закон (полностью или частично) лоббируют на протяжении нескольких лет сразу несколько депутатов Госдумы РФ и Московской городской думы. В Минпросвещения, однако, настаивают на недопустимости расширения сетки школьного расписания за счет новых предметов.
Даже поддерживающие законопроект не уверены в необходимости ЕГЭ по экологии. Они считают, что расширять единый госэкзамен до «абсурдного числа» предметов нет необходимости. Да и желающих сдать его будет не так уж много. Поэтому предмет «Экология» в школе – да, говорят они, а вот госэкзамен по предмету – нет.
Требование экологической компетенции выпускников школ в федеральном государственном образовательном стандарте действительно есть. Программы разрабатываются, учителей готовят. Востребовано ли это? Обратимся к статистике.
Абсолютное большинство россиян (78%), по данным мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), интересуются состоянием окружающей среды и обеспокоены им. Опрос социологов показал, что 41% респондентов переживают из-за загрязнения воды в водоемах, 37% – из-за низкого качества водопроводной воды, 23% – из-за загрязнения воздуха. То есть большинство населения считает, что надо принимать «зеленые меры». В то же время вопросы экологии в представлениях россиян по степени важности существенно уступают экономическим и социальным проблемам.
Отдельные экологические практики (особенно в части ресурсосбережения) все больше распространяются среди широких слоев населения, включая школьников. Взрослых часто побуждают к этому экономические и социальные причины, а не забота об экологии. Например, это касается экономии воды, газа, электроэнергии. А вот среди подростков (14–15 лет) об экономии задумываются всего лишь 13%.
Привычка убирать мусор – один из аспектов экологически ориентированного поведения, отметили авторы мониторинга. Каждый третий житель страны (32%) утверждает, что всегда убирает за собой мусор на улице, в парке или в лесу. И опять же школьников и подростков здесь значительно меньше, чем взрослых.
В школах экологическое образование сегодня затрагивается сразу в нескольких предметах – «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», в предметах общенаучного цикла. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. А в некоторых регионах в школах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и включении в традиционный учебный процесс экологических заданий.
Экологию изучают и в центрах дополнительного образования. Данные центры занимаются еще и организацией детских лагерей с выездами на природу, привлекают родителей к решению локальных экологических проблем. Кстати, недавняя трагическая история в Хабаровском крае, когда при пожаре в палаточном городке погибли четверо подростков и еще несколько серьезно пострадали, обращает внимание на два важных момента.
Во-первых, интерес к лагерям на природе у населения есть, и немалый. Во-вторых, организация подобных центров требует от региональной власти достаточной гибкости и повышенной ответственности. Самый плохой вариант решения – просто все закрыть. Самый правильный и самый сложный – заниматься этой проблемой всерьез.
Интересный аспект экологического воспитания – экологическое волонтерство. Экологические организации просто немыслимы без волонтеров. За плечами их – уборка мусора, ремонт инфраструктуры, участие в общественной городской инспекции, сбор информации и т.д.
Интересно в связи с этим отметить: за «Экологию» в школе сегодня ратует депутат Госдумы, фирмы которого местные СМИ уличили в активной вырубке леса. Волонтеры, конечно, охотно высаживают новый лес в местах вырубки. Но не факт, что, взрастив племя юных экологов, этот же депутат однажды не столкнется с молодыми активистами с более сильной гражданской позицией, чем у нынешних волонтеров. Принимая во внимание личные биографии «зеленых» защитников, нужно понимать, что столкновения интересов на почве экологии иногда проходят в довольно жесткой форме. Уже по одной этой причине скорого внедрения массовых сильных и интересных экологических программ в школе не будет. Экология легко взрастит протестный электорат.
Обратите внимание – за рубежом проявила себя такая тенденция, как климатические забастовки школьников. Английская газета Gardian написала о том, что почти 70 тыс. молодых людей принимали участие в таких акциях в 270 городах по всему миру. Возглавляет это движение, кстати, подросток-аутист, обеспокоенная надвигающимся мировым экологическим кризисом. 16-летняя школьница из Швеции Грета Тунберг сначала проводила одиночные пикеты. Сидела с плакатом на ступеньках здания парламента в Стокгольме. Теперь забастовки – это часть ее жизни.
Девушка изменилась сама, изменился уклад жизни ее семьи. Родители тоже включились в ее деятельность, пишет Gardian. Грета много лет интересуется экологией, но поводом для забастовки стал последний доклад ООН, который предупреждает, что осталось всего 12 лет, чтобы избежать наихудших последствий глобального потепления: от рекордных засух до потепления океанов и таяния ледяного покрова Земли.
комментарии(0)