Ярослав Кузьминов умеет озадачить аудиторию. Фото с сайта www.2035.university
Ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов прочел визионерскую лекцию в рамках образовательного интенсива «Остров» в Сколковском институте науки и технологий. Он напомнил, что две самые массовые профессии вскоре исчезнут с лица российской земли, а профессии врача и учителя изменятся в корне. Еще ректор объяснил, почему до сих пор держится имитация высшего образования. И рассказал, что мешает нам учиться онлайн.
Лекция началась с диалога. Ярослав Кузьминов поинтересовался у аудитории, большинство которой представляли студенты, что такое человеческий капитал. И услышал в ответ, что это… молодежь. «Наверное... В сталинское время, кстати, что-то похожее было в лозунгах, потому что стариков к тому времени расстреляли...» – грустно пошутил ректор. Образование не существует само по себе, напомнил он молодежи, это идеал, чтобы мы занимались тем, чем хотелось бы. В реальности общество все равно напомнит, что образование должно что-то давать. Образование формирует человеческий капитал как некую совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Самое простое измерение человеческого капитала – образовательная премия. После вуза она составляет примерно 60% (в некоторых странах ниже), после техникума – менее 10%. То есть преимущество на 10% получает человек от того человека, который нигде не учился после школы.
Дальше ректор напомнил, что через 10 лет некоторые профессии не будут существовать в том виде, в котором они есть сегодня. Две самые массовые из них – водитель и продавец (это 7 млн человек) – уйдут в прошлое. Произойдет своего рода ренессанс профессий врача и учителя. Из человека, заполняющего бумаги, врачи и учитель станут «людьми с массой свободного времени». Что будет тогда? А как это отразится на образовании? Исчезновение массовой занятости и вымывание рутинного труда скажется на бакалавриате и магистратуре. Бакалавриат уже сегодня все меньше ведет людей к квалификации, исключение составляют прикладной бакалавриат. Академический же становится все более оторванным конкретно от какой-либо профессии.
Профессиональная квалификация сдвигается дальше, на уровень магистратуры. А там, по мнению Ярослава Кузьминова, зачастую нет профессуры, которая предлагала бы студентам более того, что уже дала им же на бакалавриате. Поэтому все больше студентов едут на запад и возвращаются сюда или переходят в программы с другим направлением. И получается, что сегодня три трека главенствуют в магистратуре. Первый трек: обучился на одной специальности и пошел дальше учиться другой. Второй предполагает более жесткий вариант: человек ориентирован совершенно на конкретный рынок труда, сконцентрирован на одном узком направлении. Третий рассчитан на тех, кто должен быть ученым, фактически это аспирантский трек.
Также Ярослав Кузьминов рассказал, почему у нас тяжело приживается онлайн-образование и сильна имитация образования. По данным мониторинга Высшей школы экономики, меньше 15% студентов в среднем посещают лекции. Во многих вузах еще есть предметы, которые изучались и изучаются сегодня для галочки.
Максимальное число одновременно изучаемого материала – это четыре предмета. А в РФ это в среднем шесть, иногда семь. То есть материал студенты освоят, чтобы сдать, но не усвоят. А что такое индивидуальная траектория обучения, о которой так любят все говорить? Это когда из четырех предметов студент выбирает вообще два. И в ближайшие 10 лет такой подход к обучению из стадии лозунгов перейдет в стадию готовых решений. А онлайн-курс – это не просто поток лекций, как это принято считать у нас, это обучение. Причем освоить этот курс гораздо «гарантийней» в плане эффективности обучения, чем даже офлайн-курс. Сегодня 150 млн онлайн-студентов во всем мире. Как к этому относиться? С уважением! В РФ проблема заключается в том, что народ психологически не принял внедрение онлайн-курсов. И считает онлайн-обучение чем-то вроде неприличного образования. Парадокс, замечает ректор, но в США онлайн-курсы производят ведущие университеты, внедряют средние. В РФ и производят, и внедряют их только 10% вузов. Поразительная ситуация с регидностью нашей системы. Выход для России здесь Ярослав Кузьминов видит в том, чтобы начать массовое обучение самих вузов по созданию онлайн-курсов и их продвижению на рынок образования.
комментарии(0)