0
3624
Газета Образование Печатная версия

05.06.2019 16:14:00

Минпросвещения регионами не командует

Ольга Васильева переходит к программно-целевому управлению

Тэги: минпрос, ольга васильева, учебный год, итоги, управление, образование, приоритетные проекты


минпрос, ольга васильева, учебный год, итоги, управление, образование, приоритетные проекты Министр Васильева подвела итоги прошедшего учебного года. Фото с сайта www.edu.gov.ru

Итоги за 2018/19 учебный год подвело Минпросвещения на расширенной коллегии, прошедшей в Московском парламентском центре. Ключевым стал доклад министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Она рассказала, как повлияли события 2018 года на развитие образовательной системы в целом и почему.

Прежде всего министр Васильева дала положительную оценку разграничению полномочий в сфере образования между тремя ведомствами, наделенными правом нормотворческой инициативы: Минпросвещения, Министерством науки и высшего образования и Рособрнадзором. Это разграничение, по ее словам, чуть ли не впервые за два прошедших десятилетия «на государственном уровне определило приоритет развития системы общего образования и среднего профессионального образования» и позволило по-новому организовать функционирование отрасли.

Управленческие решения теперь заменили проектной деятельностью. Или, как заметила Ольга Васильева, от традиционной «порученческой модели» перешли к «программно-целевому управлению». Все мероприятия, начатые ранее, плавно перешли в национальный проект «Образование». А уже он определил две основные задачи: вывод РФ в лидеры стран с лучшими образовательными системами; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.

На вопрос, почему перешли к проектной модели, Ольга Васильева заметила, что «формирование национального проекта в плане определения набора включаемых в него показателей, задач и результатов явилось результатом многих компромиссных решений».  Нацпроект стал оптимальным «форматом для решения  в короткие сроки на федеральном, региональном и даже муниципальном уровне множества новых актуальных задач, обеспеченных значительными объемами из всех бюджетов всех уровней и внебюджетных источников».

Что это уже изменило? Во-первых, как считает Ольга Васильева, это позволило усилить работу с регионами. Режим онлайн еще и значительно упростил эти усилия. На регулярной основе проводятся теперь совещания в очном и видеоселекторном режимах, сессии с привлечением ведущих экспертов страны в области образования, онлайн-обсуждения. Тиражируется передовой опыт, обеспечивается индивидуальное консультирование проекта и т.д. Консультирование – это потому, что сегодня центральное руководство предпочитает региональному рекомендовать, а не приказывать.

Во-вторых, это помогло более четко выделить основное направление работы – готовить детей и молодежь для жизни. Поэтому в зоне особого внимания приоритетные проекты  «Рабочие кадры для передовых технологий» и «Доступное дополнительное образование для детей».

Первый из них предполагает «практико-ориентированные подходы к системе подготовки профессиональных кадров». На проект выделено в 2018 году в общей сложности 18,2 млрд руб. Опорные точки развития системы: внедрение стандартов Worldskills (это мировое движение, пропагандирующее рабочие профессии); внедрение демонстрационного экзамена (после завершения учебы по стандартам WS); организация массового повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по профессиям и специальностям из перечня 50 самых перспективных  (с учетом базовых принципов WS). При этом Минпросвещения участвует вместе с АСИ (Агентство стратегических инициатив) во внедрении и продвижении проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста»,  продолжает работу по развитию инфраструктуры профессионального образования. В регионах сегодня функционирует сеть из 502 структурных подразделений профессиональных образовательных организаций, на базе которых проводится профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по заказу работодателей.

Второй проект предполагает подготовку  детей к профессии уже с раннего детства. Для этой цели создано 89 детских технопарков «Кванториум» в 63 субъектах РФ.

Дело, начатое этими проектами, подхватывает федеральный проект «Успех каждого ребенка» и его ключевое направление – «Создание современной образовательной среды для школьников» (фактическое продолжение реализации программы по содействию созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях). Здания новых школ и десадов либо строят, либо выкупают уже готовые объекты.  С 2019 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» начнут формировать новую модель профориентации, основанную на индивидуальном подходе, информационных технологиях, платформенных решениях и последних научных достижениях.

При этом Минпросвещения продолжает уделять внимание дошкольному образованию: по всей стране открываются консультационные центры, оказывающие бесплатную адресную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь родителям. Грантовая поддержка таких центров осуществляется в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», и вскоре будет создан информационно-просветительский портал поддержки родителей, который даст всю информацию «из первых рук».

Без внимания не остается и содержательная часть школьного и среднего профессионального образования. Осенью 2018 года запущена процедура обновления федеральных государственных стандартов для общеобразовательной школы в части конкретизации и детализации требований по каждому из предметов и предметных областей. В обсуждении, как всем запомнилось, наиболее активно проявили себя русисты и литераторы. В новом учебном году обновление программ продолжится. И вслед за утвержденными концепциями по обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, искусству и технологии подойдет очередь астрономии, биологии, физики, химии, родных языков.

Вместе с обновлением содержания образования обновляются и формы. Проект «Современная школа» поможет перейти к цифровым образовательным технологиям. Приоритет государственной поддержки при этом отдается программам технологического и естественно-научного профиля. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2080
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3443
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6948
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
6521

Другие новости