Поставлена задача увеличить численность иностранных студентов в России вдвое. Фото с сайта www.msu.ru
В соответствии с федеральным проектом «Экспорт образования» к 2024 году численность иностранных студентов российских вузов должна быть увеличена в два раза в сравнении с 2017 годом (241 тыс. человек) и составить 425 тыс. человек. На реализацию федерального проекта выделено 107 493,29 млн руб. Запланирован целый ряд мероприятий: разработка не менее 10 специализированных сайтов для привлечения на обучение иностранных граждан, привлечение не менее 15 тыс. иностранных граждан ежегодно в летние и зимние школы, международная аккредитация образовательных программ российских вузов и др.
Вместе с тем из перечня мероприятий выпало, на наш взгляд, одно из ключевых: создание механизмов работы с иностранными выпускниками российских (советских) вузов в рамках продвижения российского образования за рубежом.
Необходимо отметить, что привлечение иностранных выпускников к приемной кампании – известная практика во всем мире. Так, например, в Австралии была даже принята национальная стратегия по работе с выпускниками – The Australia Global Alumni Engagement Strategy. В Ирландии в международной образовательной стратегии «Ирландское образование в глобальном масштабе: международная образовательная стратегия Ирландии, 2016–2020 годы» запланирован целый ряд мероприятий по взаимодействию с иностранными выпускниками. Ирландская стратегия включает использование существующих профессиональных сетей, таких как Irish Network USA, для улучшения связей между выпускниками и национальными вузами; анализ баз данных выпускников по странам их проживания с учетом направления подготовки и специальности, по которым они обучались в Ирландии; изучение лучших практик работы с выпускниками, в том числе по вопросам рекрутинга иностранных студентов.
В разгар брекзита London Economics совместно с Kaplan International Pathways посчитали вклад в экономику страны иностранных выпускников, которые после завершения обучения остались работать в Великобритании, как доходы от экспорта британского образования. Эксперты оценили этот вклад в 2016/17 в 3173 млн фунтов стерлингов, из них 1043 млн фунтов стерлингов подоходного налога, 716 млн фунтов стерлингов в национальных страховых взносах работников, 822 млн фунтов стерлингов в национальных страховых взносах работодателей и 592 млн фунтов стерлингов в НДС.
К сожалению, в России работа с иностранными выпускниками сводится в основном к проведению форумов иностранных выпускников, участниками которых являются, как правило, выпускники советских вузов, которые учились в стране, которой больше нет и которые не очень понимают процессы бесконечного реформирования национальной системы образования, ужесточение миграционного законодательства в отношении иностранных студентов, ежегодное повышение стоимости обучения в российских вузах и далеко не дружелюбную среду проживания и обучения. А рекомендации, принимаемые на этих форумах, остаются гласом вопиющего в пустыне и не находят отражения в государственной образовательной политике.
Совершенно очевидно, что к новому поколению иностранных выпускников, которые обучались за свои деньги в послеперестроечной РФ, нужны новые подходы. И приходится констатировать, что у абсолютного большинства российских вузов нет не только новых подходов, но даже опыта взаимодействия с иностранными выпускниками.
В этой связи включение образовательной составляющей в двухсторонние соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству со странами мира под условным названием «кадровое обеспечение, или совместная подготовка кадров» актуально как никогда. Нужна понятная связка между отраслевыми соглашениями (контрактами) – участием российских вузов в кадровом обеспечении соглашений (контрактов) – привлечением иностранных студентов в российские вузы для целевого обучения. И в этом смысле принцип распределения квот РФ для иностранных граждан стал бы прозрачным и эффективным, выделяется этих квот ежегодно 15 тыс. А потенциальные абитуриенты руководствовались бы при выборе российского вуза реальными перспективами дальнейшего трудоустройства и связывали бы свою карьеру с Россией.
Старейшие университеты мира, к примеру Оксфордский университет, создают преференции для своих выпускников: если родители обучались в университете, то их дети имеют при прочих равных все шансы быть принятыми и обучаться в университете, где существуют семейные династии выпускников.
По данным Всемирной ассоциации выпускников, сегодня более 1,5 млн окончивших российские и советские учебные заведения, работают в более чем 160 государствах мира. Многие достигли в своих странах высокого положения и признания, что как ничто другое создает для российского образования положительный имидж в стране. Среди выпускников российских (советских) вузов, находящихся у власти, президент Анголы Жоау Лоуренсу, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Азербайджана Ильхам Гейдар оглы Алиев.
Свидетельство стремления поддерживать связи с альма-матер в России – деятельность зарубежных объединений выпускников. Хотя после распада СССР многие из национальных объединений и организаций иностранных выпускников советских вузов прекратили свое существование, тем не менее в настоящее время начался процесс их воссоздания и организации новых объединений. Сейчас они имеются в 60 странах, но не все имеют возможность активно действовать.
В то же время деятельность национальных ассоциаций и других организаций выпускников российских (советских) вузов нуждается в постоянной поддержке со стороны российских органов власти и организаций. А реализация федерального проекта «Экспорт образования» нуждается в поддержке иностранных выпускников российских вузов, которые личным примером доказали качество российского образования.
комментарии(0)