Девочки развиваются быстрее, чем мальчики? Так почему бы это не принять во внимание? Фото PhotoXPress.ru
Как сообщил пермский новостной канал 49.ru, в гимназии № 4 г. Перми сделали при приеме в учебное учреждение разный проходной балл для девочек и мальчиков. Для девочек он составил 69,1, для мальчиков – 65,7. Выписку из решения приемной комиссии вывесили на стенде гимназии. Случай заинтересовал не только СМИ, но и власти региона.
Как оказалось, решение проводить дифференцированный прием в первый класс не было спонтанным. Школьное начальство сослалось на международные исследования и данные психолого-педагогической экспертизы.
И дествительно, просто масса подобных исследований базируется на данных PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и других опросов. Например, крупномасштабное исследование, проведенное нидерландскими учеными, показало, что чем больше доля девочек в школах, тем лучше учатся подростки мужского пола. (Отчет о работе опубликован в журнале School Effectiveness and School Improvement за 2017 год.)
Там приводятся цифры, что девочки опережают сверстников-мальчиков по большинству показателей школьной успеваемости. Чтобы понять, почему это происходит, сотрудники Утрехтского и Неймегенского университетов провели многофакторный анализ данных, полученных в рамках Программы международной аттестации школьников (PISA). В распоряжении ученых была информация о более чем 280 тыс. 15-летних учащихся 10,5 тыс. школ в 33 странах – членах Организации международного сотрудничества и развития.
Исследователи проанализировали влияние на успеваемость таких факторов, как соотношение полов, доступные школам ресурсы, социоэкономическое положение учебных заведений, квалификация педагогов и др. По двум причинам основным показателем успехов в учебе было выбрано чтение. Во-первых, оно является ключевым навыком для изучения остальных предметов (в том числе математики и естественных наук), а во-вторых, межполовые различия в навыках чтения учеников разных школ гораздо более заметны, чем разница в математической и естественно-научной успеваемости.
Выяснилось, что навыки чтения, измеренные по разработанной PISA шкале, значительно лучше в тех школах, где 60 и более процентов учащихся составляют девочки. При этом успехи девочек по сравнению с мальчиками больше зависели от социоэкономического уровня школ.
Татьяна Черниговская, известный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), приводя в своих лекциях обобщенные данные исследований, рассказывает нам о разнице между мальчиками и девочками. Мальчики обладают большей моторной активностью, именно поэтому им надо позволить интенсивнее двигаться на переменах. Они более ригидны, и это означает, что им надо дать время спокойно переключиться с задания на задание. У них на 35% меньше проводящие пути в улитке уха, поэтому, кстати, мальчиков лучше сажать за первые парты, ближе к учителю. Юных представителей мужского пола может раздражать прямой взгляд глаза в глаза, поэтому в беседе с ними учителю лучше не сверлить их глазами. У мальчиков более развито чувство соперничества, поэтому их надо чаще хвалить.
Учитывая даже только эти данные, сразу понимаешь, почему 70% мальчиков имеют низкие оценки по учебным предметам. И почему у 80% парней проблемы с дисциплиной. А еще – почему у них в три раза больше проблем в эмоциональной сфере. И почему в возрасте 10–12 лет в два раза больше мальчиков, склонных к суициду. Гораздо меньший процент из них хорошо читают и понимают текст и т.д.
В общем, принимая во внимание модные ныне тенденции о разделении классов по гендерному принципу в обучении, администрация пермской школы пошла тем не менее своим, оригинальным путем. (Напомним, что учить мальчиков и девочек раздельно пытались еще в дореволюционной России, после 1917-го эту практику искоренили. И вновь вернулись к ней в начале 90-х годов прошлого века. Не в массовом порядке, конечно, а в виде частных каких-то случаев. Сегодня количество таких школ исчисляется несколькими сотнями, но от года к году растет количество приверженцев раздельного обучения.)
Только в школе, о которой шла речь выше, не стали делить классы по гендерному признаку – на классы девочек и классы мальчиков. А попытались, создавая смешанные детские коллективы, обеспечить им еще на входе равные условия. Дескать, ну мальчики же не виноваты, что в силу своих природных задатков они отстают от девочек, поэтому могут и не попасть в элитный гимназический класс.
Увы, почин не был оценен, родители девочек почему-то не вдохновились доводами администрации и сделали «экспериментальный» случай достоянием публичным. Школа элитная, учиться в ней мечтают многие. А тут какие-то льготы отдельно мальчикам.
Интересно, что администрацию города заинтересовал этот яркий эпизод даже не в связи с тем, что мальчикам дали какие-то поблажки, а в связи с тем, что школа вообще устроила конкурс при поступлении детей. Отсюда, кстати, можно сделать вывод, что власти региона иной раз бывают и не в курсе, что отдельные школы проводят отборочные испытания при наборе в первый класс.
По федеральному законодательству учреждения имеют право проводить отбор на программы углубленного изучения только с пятого класса. Но возможно, назрела необходимость сдвинуть возрастные рамки, задумались сегодня в Перми. Для решения проблемы, как пообещало местное начальство, создадут рабочую группу, в которую войдут руководители образовательных учреждений города, сотрудники прокуратуры, представители общественных организаций.
комментарии(0)