В эпоху цифровых коммуникаций у детей возникают проблемы с развитием воображения. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга, который, к слову сказать, является вузовской дисциплиной во многих странах мира.
Если дословно переводить «сторителлинг», то получится – рассказ (рассказывание) историй. Первым сторителлером считают Дэвида Армстронга, который описал свой опыт в книге «Managing by Storying Around: A New Method of Leadership». В 1990-х годах Дэвид Армстронг (глава компании Armstrong International) задумался о том, как привить корпоративные ценности своим сотрудникам. Инструкции и правила, как казалось ему, эту проблему не решали. Ну как, например, по инструкции заставить сотрудника компании ценить клиентов. Однажды он подсмотрел на одном из семинаров личностного роста новый метод. И решил, что надо рассказать о том, как Мэри (девушка, которая сидит в соседнем офисе) задержалась на работе до трех часов ночи, потому что клиенту нужна была срочная помощь... Как это ей помогло в жизни. И что случилось потом.
История в итоге получилась трогательной и запомнилась людям. И задача компании с мотивацией своего персонала была решена. С тех пор сторителлинг помогает искусству продаж. И даже изучается студентами-маркетологами в университетах как отдельная дисциплина.
Но впереди метод ждет новый этап развития, предрекают футурологи. В цифровую эпоху он будет цениться как никогда, потому что теперь люди начнут общаться еще больше...
Начиная дискуссию на мероприятии, генеральный продюсер фестиваля Telling Stories и заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Татьяна Ривчун рассказала, что одна из главных задач факультета состоит в том, чтобы научить студентов рассказывать истории. Не умеют они в большинстве, увы, этого делать.
И проблема эта тянется еще со школы. Современные ученики привыкают с очень раннего возраста воспринимать информацию в готовом виде, не умея ее анализировать и использовать в реальной жизни. Как отмечают психологи, у детей, растущих в новую эпоху сверхуспешных средств коммуникаций, возникают огромные проблемы с развитием воображения. Почему? Более 90% информации дети воспринимают через зрительный анализатор. Их способность воспринимать информацию на слух или через письменную речь развита крайне слабо. (А как раз для перевода полученной письменной информации в зрительные образы нужно иметь воображение.)
И получается, что вроде бы наше русское неумение говорить можно списать на мешающие современные средства коммуникации. Но нет… Тогда возникает вопрос: а почему любой американец практически любого социального слоя и любого возраста легко может рассказать о себе публично, а наш – нет? Уж там, на Западе, с техническим прогрессом все очень даже нормально! Собравшиеся на фестивале в ВШЭ списали эту коллизию на специфичность русской культуры. Для нашего общества, по словам выступавших, – это «нормально сидеть в углу и ждать, пока дадут слово».
Существует и психологическое обстоятельство. В русской культуре не принято публично признаваться в своих слабостях или грехах, считают зарубежные эксперты. Но, как уверена Намгей Зам, независимая журналистка, медиатренер и исполнительный директор Ассоциации журналистов Бутана, рассказать собственную историю так, чтобы ее слушали, можно лишь в том случае, если рассказчик будет максимально честным и откровенным с самим собой и внимательным к своей индивидуальности. Если он будет не бояться быть самим собой и не бояться заявить о себе. С коллегой из Бутана солидарен продюсер и президент фонда «Академия российского телевидения» Александр Акопов. Он заявил, что для того, чтобы рассуждать о развитии индустрии, каждому человеку прежде необходимо научиться рассказывать о себе и собственной жизни открыто и без стеснения.
Но сторителлинг на то и университетская дисциплина, чтобы раскрыть методы и приемы, помогающие студенту рассказывать интересно. Лекции об этом прочитали на мероприятии мастера жанра.
А показал на примере Йонас Кьелльберг, сооснователь компании Skype, основатель Player: IO, преподаватель программ MBA в Стэнфордском университете и Стокгольмской школе экономики. «Мы часто слышим вопрос, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. Я до сих пор не знаю, кем буду, когда вырасту, – рассказал он о себе. – Моя мама очень разочарована во мне, потому что думает, что у меня нет нормальной настоящей работы. Она говорит: «Ты не можешь просто ездить по миру и разговаривать, это плохой пример для твоих детей. Посмотри на твоего брата, он работает в большом банке». Я, правда, не знаю, кто я, чем я занимался до этого, но знаю, чем я хочу заняться завтра. Я хочу работать с людьми, которые мне нравятся. И я посоветовал бы каждому пробовать и делать то, что хочется».
комментарии(0)